asterrot (asterrot) wrote,
asterrot
asterrot

Categories:

Концепты

Феминные корни вестфальской системности и левачества

"Вестфальской системностью", за неимением лучшего термина, я называю не то, что принято называть Вестфальской Системой (существующую с 1648го года макромодель международных отношений, или частную модель в рамках первой, просуществовавшую с 1648го до 1815го гг), а весь комплекс порождённых ею и существующих благодаря ей ("внутри" неё) конвенциальных человеческих взаимоотношений. Две инновации лежат в основе этой системности: отождествление человеческого "Я" с телом и отождествление политических акторов с контролируемыми ими территориями. Обе инновации носят отпечаток феминности, как в смысле специфических сенсорности, инертности и холизма женского мышления, известных нам из личного опыта и в последнее время ставших объектом исследований и публикаций психологов и нейрофизиологов, так и в смысле архетипических представлений о женском начале, зафиксированных в мифо-ритуально-символических комплексах различных цивилизаций, воспроизводимых во снах и бредовых состояниях.

Центральной архетипической фигурой Юнг считал мандалу - квадрат с кругом внутри (или круг с крестом внутри и т. п.). В мандале квадрат соотнесён с числом 4, землёй, пространством, горизонтальным членением Мирового Древа и женским началом. Круг - с числом 3, небом, временем, вертикальным членением Мирового Древа и мужским началом. В масонской символике им соответствуют куб, наугольник и ионийская колонна (Йакхин, "милосердие"), с одной стороны, и глобус, циркуль и дорийская колонна (Боаз, "могущество"), с другой. Политическое деление на левых и правых возникло именно отсюда - из общеизвестного сюжета о левой и правой колоннах Храма Соломона. В Новое время левыми был выдвинут тернер "свобода-равенство-братство" (Водолей-Весы-Близнецы), сугубо матриархальный по смыслу. Правые выдвинули менее известный тернер "свобода-солидарность-справедливость" (Водолей-Близнецы-Весы), более патриархальный.

Отождествление тела и "Я" привело к нивелированию полов и рас, а в конечном счёте, к фундаментальной десубъективизации самого понятия "человек". Одним из следствий этой инновации стал постепенно развившийся культ потребления, включая такую его разновидность, как удовлетворение искусственно созданных (в т. ч. статусных) потребностей. Отождествление политических акторов с территориями привело к появлению современных бюрократий - косных усложнённых систем управления, основанных на демократическом принципе прокрустового "равенства" (бюрократия несовместима с талантом, ибо основана на принципе механической заменяемости кадров) и фиксированного распределения полномочий. Одним из следствий этой инновации стало появление фигуры бюрократа - гермафродита, лишённого специфически мужских черт - готовности к конфликту, пытливости, взаимовыручки, непоседливости и самоволия. Одновременно начал развиваться боевой отряд бюрократии - репрессивный аппарат, всё более заточенный против мужского начала. К концу 20го века мужество стало трактоваться, как явление устаревшее и иллюзорное - т. н. "гендерный стереотип".

Прекрасной иллюстрацией антимаскулинной заточенности вестфальской системности является великий фильм Милоша Формана "Полёт над гнездом кукушки", снятый по одноимённому очень сильному роману Кена Кизи. Комментировать фильм нет смысла: его нужно смотреть. Что и рекомендую не только тем лишенцам, которые его не видели, но и тем, кто уже наслаждался им ранее.
...

Очень в тему оказался меткий (хотя излишне злой) пост lifefinder:
http://lifefinder.livejournal.com/3988.html

 
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author