Эрос против танатоса:
Times пишет о публичных казнях в Северной Корее, где по меньшей мере 80 человек были расстреляны за то, что смотрели диски с южнокорейскими телевизионными шоу, незаконно попавшими в КНДР через границу.
По данным издания, ссылающегося на южнокорейскую газету JoongAng Ilbo, публичные казни прошли в начале ноября на спортивных стадионах в семи городах страны, причем по меньшей мере за одной из них наблюдало 10 тысяч зрителей.
Южнокорейские сентиментальные мелодрамы очень популярны во многих странах Азии, поясняет Times, однако в голодающей КНДР они приобретают политическое содержание.
Пропагандистские государственные СМИ Северной Кореи совершенно по-иному представляют жизнь за пределами страны, рисуя ужасные картины творящейся там разрухи, в то время как южнокорейские сериалы наглядно демонстрируют процветание капиталистического Юга.
http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2013/11/131112_brit_press.shtml#3
Обычно подобные гекатомбы тоталитарных режимов подаются в СМИ исключительно в плане их политической целесообразности. Однако более разумно посмотреть на них с т. зр. механизмов индивидуальной и массовой психологии, как это сделал Карл Юнг в своей послевоенной статье о нацизме (в которой, в контексте поднявшейся волны разоблачений нацистских преступлений, охарактеризовал его, как массовый психоз). Если коротко, Юнг в этой статье развивает более ранние положения своей теории о том, что вытесненное содержание бессознательного, прорываясь в сознание, несёт с собою клочья "Тени" (архетип, содержащий в себе всевозможные ужасы и уродства, искажающий реальные пропорции объективных предметов, содержимое которого отрицается в самом себе и преувеличенно замечется у других; грубо говоря, архетип ксенофобии).
На развёрнутый анализ нет ни времени, ни желания, ни должной квалификации. К тому же бОльшую часть того, что можно по этому поводу сказать, я уже говорил все последние годы. Скажу вкратце. Эмансипация различных социальных групп от угнетения есть эмансипация этих групп от навязанных им табу (а ткж эмансипация окружающих от табу по поводу этих групп). Взлом табу никогда не бывает точечным, дистиллированным. Чем более обширный объём бессознательного содержания допускается в сознание, тем большая доля этого содержания будет проникнута образами и мотивацией Тени - грубо говоря, сатанинской чернухой (смакование крови, гноя, разлагающейся плоти, агонии, болезней, страданий и те пе) и садо-мазохистскими мотивами.
Таким образом, любая популяция всегда стоит перед выбором: продолжать табуировать нечто и далее (часто усугубляя проблему и наращивая деструктивный заряд), либо растабуировать его, рискуя выпустить на волю джиннов разрушительных образов и желаний. В некоторых случаях, растабуирование является насущным и необходимым: когда гнёт табу чересчур велик и угнетает психику, а ткж когда причины введения табу оказались ошибочными или остались в далёком прошлом (например, при эмансипации социальных групп). Но эмансипированная группа некоторое время (длительность которого зависит от многих обстоятельств, например, от доступности услуг квалифицированных психотерапевтов) будет нести в себе груз деструктивного (садо-мазохистского) заряда - и это неизбежность, с которой следует смириться и через которую надо просто пройти.
Но прогресс не является строго поступательным процессом. Возможно даже, что он исторически обречён. Может оказаться так, что реальность преимущественно хаотична, а структурирована "законами природы" лишь небольшая её часть, "кожура". А остальное несокращаемо, несводимо к формулам. С чем-то ещё можно работать, используя какой-то громоздкий аппарат вычислений, а с чем-то не получится работать в принипе, т. к. поведение некоторых систем не прогнозируемо. Может оказаться, что фундаментальные научные открытия исчерпаны %% на 70 или более, а каждое следующее будет даваться усилиями возрастающей по экспоненте мощности (и возрастающей по экспоненте стоимостьи в денежном эквиваленте). Какое-то время, правда, можно выжимать все соки из уже сделанных открытий.
И вот мы наблюдаем, как возникший в научно-техническом прогрессе кризис вызвал к жизни деструктивные силы, заранее предвкушающие крах современной цивилизации и стремящиеся повернуть историю вспять, к эпохе тотального табуирования и шизофренических "голосов". Если кризис будет преодолён, они останутся сборищами психов и неудачников. Но совершенно не факт, однако, что кризис будет преодолён, даже если он может быть преодолён по фундаментальным причинам. Но если он может быть преодолён, то путём кардинальной перестройки личности человека, самих оснований того, что мы именуем личностью. В т. ч. путём кардинального пересмотра и содержания табу, и формата процесса табуирования (он должен стать более динамичным, т. е. в зависимости от ситуации, человек должен произвольно погружать в Тень и стерильно извлекать обратно содержание). И если сегодня лучшие из нас разумны, скжем, на 1%, то следует стать разумными на 99% и всем (кто хочет оставаться в цивилизации).
Северная Корея - типичное архаичное тоталитарное государство одержимой танатосом макропопуляции. Что такого опасного в фильмах про Южную Корею? Ну, лучше там живут и что? Ну, пустили южнокорейцев, в оплату за стратегический союз с США в важном регионе и на очень удобном полуострове, на рынки США и их союзников. Дело ведь не в этом. А в свободе и эротизме проникшего в Южную Корею западного образа жизни (так, более половины верующих там - христиане). Само созерцание свободных людей несовместимо с сохранением табу. Если им можно, и ничего за это не происходит, то почему нам нельзя? Все эти материальные блага важны не сами по себе (по крайней мере, по удовлетворении нижнего уровня пирамиды потребностей - насыщения пищей), а как контекст, опосредующий социальные отношения и социальную самореализацию.
Конечно, современный кинематограф (где-то на задворках которого обитает южнокорейский кинематограф, всё же проникшийся однако общемировыми веяньями свободы, растабуирования и эротизации) всё ещё жутко закомплексован. Почти все герои, нарушающие какие-л. сексуальные табу - либо отрицательные, либо трагические (часто плохо кончающие в финале фильма, или ходящие по острию ножа так, что "врагу не пожелаешь"). Относительные исключения можно вспоминать очень долго и их окажется мало, если считать только сколь-л. художественно значимые и содержательные фильмы.
Даже в порнофильмах сексуальность обычно подаётся, как нечто, сопряжённое с потерей статуса, болью, грязью или иными, объективно неприемлемыми для субъекта последствиями. Фильмов любого жанра, показывающих обычную, свободную, но не сопряжённую с ущербом для общего благополучия, жизнь, единицы. А ведь такую жизнь реально ведут десятки, если не сотни, миллионов людей. В кино же, даже в американском, по-прежнему царит дух "кодекса Хейса". Только проникнутые еврокоммунизмом и фредомарксизмом французское и итальянское (отчасти ткж испанское) кино как-то что-то попыталось на эту тему промямлить.
Однако нынешнее положение вещей не сравнить с тем, что было ещё сто лет тому назад, когда мужчины и женщины из приличного общества только начали посещать совмещённые пляжи, а неприличные низы только начали осваивать свежую идею о недопустимости изнасилования женщины. Деталей северокорейского быта я, к сожалению, не знаю, но уверен, что там царит вполне "сталинский" половой аскетизм для масс. Со всеми сопутствующими такого рода аскетизму танатическими проявлениями.
Как именно выглядят такого рода явления, можно изучать на примере более информационно открытых сообществ Китая, России, Афганистана, Египта, Судана, Йемена, Конго...
Пятнадцатилетняя девочка была сожжена отцом за то, что общалась с женихом до свадьбы в провинции Таиз в Йемене, сообщает полиция.
По данным местных СМИ, 35-летний мужчина убил дочь после того, как застал ее за разговором по телефону с женихом.
Традиционные племенные обычаи в некоторых частях Йемена запрещают контакты между мужчиной и женщиной до свадьбы.
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2013/10/131023_rn_yemen_girl_burnt.shtml
ООН призвала афганские власти предпринять более активные усилия для защиты женщин от насилия.
Отчет этой организации свидетельствует, что, несмотря на принятие в прошлом году закона о борьбе с насилием против женщин, многие женщины и девушки в стране становятся жертвами так называемых "убийств чести", когда с ними расправляются члены собственной семьи, посчитавшие себя опозоренными.
http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2010/12/101209_rn_afghan_un_women.shtml
Тогда весь мир ужаснулся, узнав о существовавших в стране средневековых правилах: женщинам не разрешалось работать, девочек не пускали в школы, а женщину, пришедшую на футбольный матч, вполне могли казнить прямо на стадионе.
После освобождения страны от Талибана женщины, казалось, должны были бы вздохнуть свободнее – новая конституция обещала им равенство в правах с мужчинами.
Рассказы, которые я слышу в ходе моих поездок по стране восемь лет спустя, говорят о том, что большинство женщин по-прежнему бесправны и находятся в отчаянном положении.
http://www.bbc.co.uk/russian/international/2009/08/090817_afghan_women.shtml
Суданские проправительственные ополченцы используют массовые изнасилования как оружие в конфликте с неарабскими группами в провинции Дарфур.
Об этом заявляет правозащитная организация "Международная амнистия".
Как утверждают правозащитники, в Судане изнасилований не могут избежать ни восьмилетние девочки, ни восьмидесятилетние старухи. Защитники прав человека хотят добиться расследования военных преступлений и преступлений против человечности в Судане.
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_3906000/3906501.stm
Правозащитная организация Amnesty International утверждает, что в Демократической республике Конго умирают десятки тысяч жертв изнасилований.
Случаи крайне жестокого сексуального насилия были фактически неотъемлемой частью пятилетней гражданской войны на востоке страны.
<...>
Местные общины зачастую изгоняют жертв изнасилований, которых в любом случае бросают их мужья, говорится в отчете.
http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_3955000/3955825.stm
По данным "Новой газеты", в банде "цапков" была внедрена жесткая дисциплина. Членов группировки подбирали с подросткового возраста, обращая особое внимание на сирот из местного детдома. Подростков заставляли ходить в спортзал, избивали за питье спиртного. Также в банде поощрялось православие, "цапки" были обязаны регулярно ходить в церковь. Даже выехать за пределы Кущевского района члены группировки не могли, не получив разрешения главарей.
Единственное "развлечение", которое позволялось "цапкам" - изнасилования студенток станичного медучилища и Северо-Кубанского гуманитарно-технологического института. Члены группировки обращали внимание на девушек, которые одевались слишком вызывающе, курили или просто были очень красивыми. Сначала девушку пытались вынудить на полудобровольные встречи с кем-либо из членов банды, а если она отказывалась - ее насиловали. Преступники регулярно врывались в учебные заведения и дома студенток. По некоторым данным, односельчане не очень сочувствовали девушкам - многие кущевцы, как и бандиты, считали, что "нескромные" студентки "сами виноваты".
http://lenta.ru/articles/2011/08/02/suicide/
Девчонок цапки старались брать неместных. Но не с Кавказа — опасались мести. Чаще всего «щемили» девочек из окрестных станиц, которые приезжали в Кущевскую учиться.
Пострадавшим было от 14 до 20 лет.
Ловили на улицах. У ворот училища. В кафе. В парках. Забирали со школьных дискотек.
С 1993 по 2002-й — время правления Николая Цапка — забирали «по-жесткому». Заходили в училище, в классы — тыкали пальцем на понравившихся. Врывались в квартиры, выбивая двери, иногда — окна. Затаскивали в машины на улице.
При Сергее был популярен метод «чеса». Останавливается машина, оттуда высовывается улыбчивый парень: «Как зовут?» Не отвечать нельзя — это грубость, а грубость карается. Отвечать нельзя — идешь на контакт, значит, сама хочешь познакомиться… Нет смысла скрывать телефон и адрес — цапки легко узнают его по месту учебы. Двери выбивать в квартирах больше не нужно — квартирные хозяйки знают цапков в лицо и открывают по первому требованию.
http://www.novayagazeta.ru/society/529.html
Различия между станицей Кущёвской и Афганистаном или Конго, - скорее, количественные. Причём, Кущёвка - это не какое-то редкое исключение, или веянье (ельцинско-путинского) времени. Подобные истории я слышал во множестве ещё в СССР. В т. ч. истории про школу, где я учился (со слов множества представителей старшего поколения, вкл. нашего завуча) - вот так же заходила шпана на урок, тыкала пальцем и вызывала на изнасилование.
Примеры из СМИ ткж можно приводить до скончания веков. Как более, так и менее свежие, или из всё более давнего прошлого:
После американской войны во Вьетнаме многие феминистки занялись поиском свидетельств сексуальных злоупотреблений. С тех пор собрана масса материалов, накоплены архивы свидетельств, историография "вопроса" превратилась в научную университетскую дисциплину - "насилие над женщинами". Феминистская рефлексия заставила заново перечитывать исторические источники, обнаруживая неизменный факт сексуальных злоупотреблений во всех войнах наших цивилизаций. Оказалось, меняются режимы, исчезают и появляются культуры, но вечен архетип, сквозящий в ницшеанском принципе: "Мужчина должен быть воспитан для войны, женщина - для отдыха воина".
Изнасилования женщин признавались законным солдатским правом в римских войнах 6 века, в столетней войне между Францией и Англией, во времена господства королей Эдуарда Второго, Эдуарда Третьего, Короля Георга... Известный историк А. Тойнби собрал подробные документы об изнасилованиях женщин во время Первой мировой войны. "От Льежа до Лувэна немцы прорезали коридор террора. Дома были сожжены дотла, деревни разграблены, гражданское население заколото штыками, женщины изнасилованы".
Сообщение В. Молотова, советского министра иностранных дел, в январе 1942 года завершалось описанием сексуальных злоупотреблений вермахта на оккупированных территориях: "В украинском селе Бородаевка фашисты изнасиловали каждую женщину и каждую девушку... В деревне Березовка женщины и девушки от 16 и до 30 лет были схвачены и угнаны пьяными немецкими солдатами".
Но и по другую сторону фронта творилось то же самое. На берлинском кинофестивале 1992 года феминистка-режиссер Хельке Зандерс представила документальный фильм, повествующий о том, что в 1945 году солдаты Советской Армии изнасиловали миллион женщин в Польше и Восточной Германии. Старые женщины, которым тогда было по 15-16 лет, рассказывали в камеру, что были изнасилованы до ста раз. Об этом речь и у А. Солженицына в его "Архипелаге Гулаге": "Да, шла война в Германии... и каждый из нас точно знал, что мы могли их изнасиловать и расстрелять. То было почти целью сражения".
http://demoscope.ru/weekly/2005/0225/analit04.php
Сильно табуированная психика отличается низкой адаптивностью. И когда условия жизни меняются, неспособна приспосабливаться к изменениям, отвечая на вызов времени. Адаптацию заменяет насилие, в т. ч. насилие сексуального порядка (что, в первом приближении, демонстрирует психические механизмы процесса вытеснения и последующих "осмосов" Тени). Как выражаются у нас в подобных случаях, человеку "сносит башню". Есть хороший фильм о том, как растабуирование сопровождается агрессией и беспределом - "Горькая жатва" (в другом переводе "Горький итог") 1993го года.
Первой инстинкт смерти исследовала Сабина Шпильрейн (что символично, убитая нацистами в Ростове, как еврейка: война света и тьмы в чистом виде), на работы которой ссылался её учитель Фрейд, когда признал существование танатоса в "По ту сторону принципа удовольствия" (что ниспровергло всё здание традиционного фрейдизма). Она выводила танатос из такого его проявления, как мазохизм, и полагала его выражением принципа "Мы", враждебного принципу "Я". Принцип "Мы", заметим, - это как раз то, что движет всеми тоталитарными личностями, сектами и государствами. Шпильрейн предположила, что природой в человеке заложена готовность к отрицанию собственного "Я". Готовность поступаться своими интересами ради интересов других (более жизнеспособных особей). Вплоть до прямого самоуничтожения.
Т. о. архетип Тени оказывется частью более сложной системы (собственно, танатоса), а функция цензуры и вытеснения - всего лишь вторичной функцией этой системы (ну, как обоняние является вторичной функцией носа, а первичной - дыхание). Кстати, абстрактное мышление применяет те же механизмы фильтрации информации, что и механизм вытеснения, так что скорее всего, оно является (конструктивным) производным Тени. Существуют ситуации, запускающие эту систему, и люди научились искусственно её запускать (в собственных интересах) тысячи лет назад. Например, превращая себе подобных в солдат, готовых полудобровольно "получать пулю в живот за любимого императора".
Есть интересная теория советского историка Бориса Поршнева, обратившегося от изучения классовой борьбы в средневековьи к палеоистории и нейрофизиологии мышления. Он предположил, что люди современного вида были выведены нендертальцами сперва в качестве скота, который неандертальцы ели, а затем и в качестве охотников, приносивших хозяевам добычу, на манер охотничьих собак. Сами неандертальцы были генетически гуманными, т. к., по мнению Поршнева, только гипноз может заставить неплотоядное, не имеющее клыков и когтей, животное, убивать. Однако со временем, селекция на гипнабельность случайно привела к формированию разума, что вывело сапиенсов из-под власти неандертальцев.
Если Поршнев выводит разум из каннибализма, то "отец американской социологии" Лестер Уорд выводил его из животной способности к обману. Любые технические изобретения, по Уорду - это обман природы (типа современного хакерства). Если соединить концепции Поршнева и Уорда, то разум образовался в силу воздействия обмана второго порядка (неандертальских гипнотизёров людей) на обман первого порядка (обман добычи), "обманув" инстинкт обмана (первого порядка) и перенаправив на несвойственные ему от природы объекты.
Конечно, Поршнев не дал ответов на все вопросы. Но что-то такое он, безусловно, угадал и предвосхитил. Примерно как Демокрит предвосхитил современную атомную теорию (имеющую мало общего с демокритовской), или Вегенер - современную теорию глобальной тектоники. Интересно, что последние исследования показали наличие в человеческом генофонде (за исключением негров) существенной примеси генов неандертальцев. В Европе около 4%, в Азии около 2%, а на Ближнем Востоке местами и до 10%.
Т. о. связь культуры и цивилизации с неандертальцами действительно прослеживается. Что и утверждали неорозенкрейцеры из ВИЭМа, у которых Поршнев явным образом заимствовал контуры своей концепции (так, ключевые эксперименты он проводил в Сухумском питомнике обезьян, ранее входившем в состав ВИЭМа, а поиски потомков неандертальцев в Воронежской области вели, по заданию создателя и руководителя Института, командующего
Мостиком от палеоистории по Поршневу к современным реалиям фрейдомарксизма и растабуирования сексуальности в странах Запада является мейнстримная теория "Старой Европы" Марии Гимбутас. Согласно Гимбутас, доиндоевропейское население Европы исповедывало культ Белой Богини и имело "матриальный" уклад. Термин "матриальность" ввела сама Гимбутас, в отличие от "матриархата", являющегося лексической и смысловой калькой с "патриархата", подразумевающего репрессивное подавление одного пола другим, в отличие от более гармоничного (т. е. менее репрессивного и танатического), согласно Гимбутас, устройства доиндоевропейского общества.
Исследовательский фронт необъятный. Но если бы где и могла сформироваться "русская идея", то в направлении именно этих исследований. Хотя бы потому, что они продолжали бы исследования панславистов из царской военной разведки, во главе с Принцем Ольденбургским (Датский Дом поощрял панславизм из исторической ненависти к Германии), проводившиеся в гереушном ИИЭМе/ ВИЭМе (до расформирования его в 1943м, когда он был преобразован в Академию Медицинских наук, с полным выхолащиванием исследовательских задач; с тех пор ВИЭМом называется питерский НИИ, наследующий головному офису дореволюционного ИИЭМа).
С другой стороны, разгул танатоса в СССР, вызванный как катастрофой 1917го, с последующими десятками миллионов жертв (жертв не репрессий, как щёлкает клише у многих, а всех деструктивных процессов вместе взятых, как-то: эпидемий, голода, военных действий 1917-1922 и 1941-1945 гг, уличного криминала, стресса), так и религиозным культом Вяликой Победы, призванным реабилитировать большевиков в глазах населения и насаждавший годами стрессовые, танатизированные образы, вызвал рост массового чувства вины (и как защитную реакцию от него - неспособность к покаянию) и эйфорию ниспровергательства (давайте разделим страну по республикам, областям, районам, посёлкам; давайте расформируем РАН; давайте обанкротим хайтек и те де).
Ещё Макиавелли, задавший новую парадигму политической философии (в русле которой сформировались современная теория государства-нации и либерализм), отождествлял политика с врачом, лечащим язвы общества. Это очень продуктивный подход. Т. б. в современной Эрефии, в которой запущен садо-мазохистский механизм самоуничтожения в пользу якобы более жизнеспособных народов - Китая и Халифата, надо полагать.
Россия больна?
Да
46(93.9%)
Нет
3(6.1%)
Россию следует лечить?
Да
38(80.9%)
Нет
9(19.1%)
Вы готовы принять участие в детанатизации России?
Да
36(80.0%)
Нет
9(20.0%)