asterrot (asterrot) wrote,
asterrot
asterrot

Categories:

Концепты

Цивилизация и шизофрения

Согласно теории Джулиана Джейнса, аграрные цивилизации древности были цивилизациями массовой шизофрении. Лобные доли головного мозга были слабо интегрированы в мозговые структуры, а поступавшие оттуда команды казались имеющими внешнее происхождение и осознавались в качестве "видений" и "голосов". Т. е. грубо говоря, "Бог" - это рефлексия первобытным человеком собственных лобных долей, рефлексия их нейроактивности. По Джейнсу, массовое распространение психики современного типа началось на Ближнем Востоке около 5го века до н. э. и, предположительно, было связано с развитием монотеизма.

Иными словами, первыми людьми современного типа были евреи. А библейская история есть история выживания людей современного типа посреди демографического океана воинственных шизофреников, в любой момент способных получить от "Голоса" команду на убийство, в т. ч. массовое. Далее, современный рационалистический психотип распространялся через города, представлявшие собою анклавы посреди медленно отступавших морей шизофрении. Городская цивилизация мимикрировала под мистицизм, внедрялась в шизофреническую среду, расширяла свои границы и охватывала всё новые демографические группы.

Закрепившись в Сицилии, Цивилизация двинулась на Апеннинский полуостров, попутно создав Римскую Империю. С Апеннин Цивилизация проникла в Альпы и построила Прирейнские города. Торговый путь от Италии через Альпы и Рейн в Нидерланды - ось истории Золотого и Тёмного Средневековья, основа существования Священной Римской Империи германской нации (в германскую "нацию", по тогдашним понятиям, входили чехи и даже поляки). На Русь Цивилизацию несли с севера ганзейцы, а с юга генуэзцы. К этим двум источникам Цивилизации восходит различие между великоросским и малоросским типами (впрочем, обе ветви, новгородско-ганзейская и крымско-генуэзская, тесно переплетались в Москве).

Постепенно рационалистический психотип охватил весь мир. Нигде уже детей не растят мистиками-шизофрениками, в крайнем случае, это происходит на уровне каких-то стилизаций под старину, вплоть до совершенно поверхностных "ряженых". Нигде диагноз "шизофрения" европейскими исследователями не ставится в массовом порядке.

Однако быть современным человеком сложно, и сложность современной цивилизации возрастает. Не все жители Земли соответствуют даже требования вчерашнего дня в равной степени. Растущие требования привели к появлению тренда на постиндустриальную цивилизацию с 200ми млн. избранных в гипермодернизированных анклавах, посреди демографического океана киберпанка. Как реакция на рост этих требований, появился и противоположный тренд, на отрицание современной цивилизации и культивирование архаики. Ярчайшим примером какового является пресловутая Аль-Кайида.

Впрочем, далеко за примером ходить не надо, ненавистники Запада, ненавистники современной Цивилизации, есть и у нас:

Всеволод Чаплин: Я думаю, что Запад в этот исторический момент должен измениться, потому что он становится все более и более маргинальным феноменом, неспособным дать ответ на вопрос о собственном будущем, в первую очередь, о самосохранении населения Запада.
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2014/01/140115_chaplin_gays_interview.shtml

- Безусловно, протоиерей говорит это не в контексте вопроса о вписывании аутсайдеров в современный западный гиперрационализм, а в контексте вопроса о необходимости, с его т. зр., отказа от этого гиперрационализма (поскольку к нему не готово б-во). Вопрос, безусловно, интересный: что важней, принципы современной цивилизации (важнейшим из которых является рационализм), или интересы выживания большинства. Надо, однако, иметь в виду, что отказ от рационализма не может быть половинчатым.

Невозможно застрять где-то в 19м, или в 15м веке. И даже шизофренический склад личности может оказаться недостаточно эволюционно стабильным, а остатки человейника, в случае такого отката, провалятся дальше в предысторию, в дошизофренические формы психотической организации мозга (а шизофреники станут мудрейшими членами своих общин, шаманами, способными к принятию решений за всю общину). "Психотической" с т. зр. современного образованного человека Запада, разумеется, т. к. внутри общества охотников и собирателей такой человек вполне себе адаптирован.

Теория Джейнса коррелирует с другими эволюционными теориями шизофрении:

Идея Кроу сводится к тому, что ассиметрия полушарий и стала причиной появления шизофрении. Гипотеза, разумеется, имеет свои доказательства — у пациентов с этим диагнозом ассиметрия полушарий в самом деле выражена слабее, что вызывает и речевые расстройства. «Независимая жизнь» полушарий началась примерно 100-250 тысяч лет назад, в разгар эпохи палеолита, когда наши предки учились рисовать на стенах своих пещер первые орнаменты, и, если верить Кроу, первые больные шизофренией появились в те далекие-далекие времена.

Впрочем, гипотеза Кроу является не единственной. Один из наиболее азартных его оппонентов — Джонатан Кеннет Бернс, автор эволюционной теории шизофрении. Согласно ей, заболевание связано вовсе не с языком, а с развитием у человека когнитивных способностей и социальных навыков.

http://theoryandpractice.ru/posts/7961-likbez-shiza

Эволюционная концепция шизофрении T.J.Crow

Согласно представлениям T.J.Crow (1991-1997), сформулировавшего эволюционную концепция шизофрении, ее происхождение тесно связано с видообразованием, возникновением языка и отчетливой асимметрией мозга. Он считал, что процесс латерализации протекает с повреждающим эффектом и ускоряет «схизис», а также определяет дихотомию позитивные - негативные симптомы.

Эволюционная теория шизофрении находит свое подтверждение и в трудах D.F.Horrobin (1998-2001), занимающегося биохимией эндогенных психозов. Он видит биологическую основу эволюционной теории в специфической трансформации обмена липидов, которые обеспечили многократное расширение межнейронных связей, обусловленные увеличением мозга первобытного человека за 2 миллиона лет. Эти особенности липидного метаболизма отсутствуют у высших приматов и характерны только для человека. Наиболее выражены они у больных шизофренией и у высокоодаренных личностей.

По мнению T.J.Crow шизофрения является результатом развития культуры, платой за язык и определяет некий психопатологический маршрут, движение по которому сделало нас людьми.

http://userdocs.ru/biolog/7472/index.html?page=2#393570

Лэйнгом и последователями высказывалась даже идея, что шизофрения вообще не является заболеванием. Что это адекатный ответ организма на некие патологические обстоятельства (проблемы в семье, стигматизация обществом и те де). Что перекликается с тезисом Фрейда о том, что бредовая симптоматика является не патологией, а механизмом преодоления патологии. Я бы предположил, что доисторическая "шизофрения" Джейнса связана, в первую очередь, с адаптирующей индивида позитивной симптоматикой (видения, бред), тогда как социально дезедаптирующей является именно негативная симптоматика. Т. е. проблемы в мезолимбических и мезокортикальных путях существуют сами по себе, а "шизофренией" является лишь их сочетание.

По последгей ссылке ткж:

Согласно социокультуральным теориям, определенную роль в этиологии шизофрении, ее развитии и течении играют урбанизация, индустриализация и связанные с ней стрессы

По программе ВОЗ в 9 странах мира с различной культурой (Великобритания, Дания, Индия, Колумбия, Нигерия, СССР, США, Чехословакия, Тайвань) изучались распространенность и симптоматика шизофрении. Исследователи пришли к выводу, что в целом шизофрения – универсальное психическое расстройство, но и при нем имеются некоторые межкультуральные различия. У больных из развивающихся стран болезнь протекает в более легких формах и с более длительными ремиссиями, чем у пациентов из высокоразвитых индустриальных стран. У них чаще диагностируются кататонические симптомы, слуховые и зрительные галлюцинации.

Исследователи объясняют эти различия несколькими причинами. Во-первых, тем, что шизофрения - болезнь цивилизации, которая является результатом того, что современное общество не способно удовлетворить потребности личности в уединении и общении, в разрегулировании в нем взаимоотношений «Я – другие».

Во-вторых тем, что
в разных культурах взгляды на симптомы и на место больного шизофренией в обществе различны, то есть степень отвержения пациентов не одинакова. Например, в Нигерии слуховые галлюцинации не считаются чем-то аномальным, и пациент после лечения не отторгается обществом и родственниками и сразу же включается в социальную жизнь. В других странах диагноз «шизофрения» - ярлык, который имел трагические социальные последствия для его носителя.

Слышание голосовв некоторых странах не только не делает  человека отверженным, но и придаёт ему ореол избранности:

Вера в слышание голосов зависит не только от состояния индивидуума, но и от его культуры. Разные культуры по-разному оценивают слышание голосов. Например, в Африке слышание голосов рассматривается как особый дар, а в западных культурах его рассматривают как психическое заболевание. учиться справляться с голосами легче, имея социально или духовно приемлемую систему верований.
http://psylib.org.ua/books/romesch/txt02.htm

Многочисленные примеры психотической симптоматики приводит сайт "Православие.ру", например:

Продолжаем публикацию рассказов православных африканцев, свидетельствующих о присутствии Божием в их жизни, которые были собраны и изданы в 2002 году миссионерами Колвези (Республика Конго).

В селении Кизамба расположена церковь во имя святого Мина. Иподиакон Апостолос, катехизатор, рассказал о случившемся с ним чуде:

«С января по май 2002 года в нашем селении хозяйничали мятежники. Все жители укрывались со своими пожитками в лесу. А я и моя супруга Деспина сделали так: перевесили иконы Богородицы и святого Мина из нашего “красного угла” на входную дверь, в комнате зажгли свечу у иконостаса и, собрав кое-что из вещей, покинули дом.

Мятежники пришли в селение вместе с главой нашей общины. Подойдя к нашему дому, они спросили его: “В этом доме горит свеча, а входной двери мы не видим. Кто здесь живет?” Они так и не смогли отыскать дверь, чтобы войти в дом.

И еще они спрашивали: “Крыша соломенная, внутри зажжена свеча – а дом не загорается. Как такое возможно? Чей это дом? Что за великая и таинственная сила охраняет его от пожара?”

Они так и не тронули наш дом. И вернувшись, мы нашли наше жилище в целости и сохранности».

http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/41603.htm

Образуется совершенно иная структура общества, с далеко идущими социальными последствиями (не только с т. зр. противопожарной безопасности и риска затопить соседей):

Сурдопереводчик, работавший на церемонии прощания с Нельсоном Манделой и обвиненный в фальсификации знаков, объяснил свое поведение тем, что страдает от шизофрении и испытывает слуховые и визуальные галлюцинации. 34-летний Тамсанка Джантик отклонил обвинения в непрофессионализме, выдвинутое против него южноафриканской Ассоциацией глухих.

“Я увидел, как на стадион спускаются ангелы. Иногда подобные видения вызывают у меня агрессивную реакцию, иногда мне кажется, что меня преследуют. Я оказался в очень непростой ситуации. Пожалуйста, простите меня! Я делал то, что считал своим призванием, я делал это для того, чтобы изменить к лучшему нашу страну”.

http://ru.euronews.com/2013/12/12/mandela-memorial-fake-sign-language-interpreter-defends-himself/

Первопричиной наиболее социально опасной формы шизофрении, паранойи (характеризующейся бредом преследования), Фрейд полагал подавленную гомосексуальность. Страх гомосексуального насилия, кстати, является одним из самых распространённых у параноиков.

Оказалось, что параноидальный механизм запускается не для защиты всех возможных либидинозных оккупаций (позиций), но, судя по наблюдениям, направляется только против гомосексуального объектного выбора.

Уже в случае параноиков, проанализированных Фрейдом, гомосексуальность играла поразительно большую роль, тогда еще недостаточно оцененную автором.

В исследованиях Мэдера о параноидном слабоумии также были выявлены «несомненные гомосексуальные тенденции», в частности, скрывающиеся у одного больного за манией преследования.

Наблюдение нескольких случаев, о которых я хочу сообщить, позволяет предположить, что гомосексуальность в патогенезе паранойи играет далеко не случайную роль и что паранойя, возможно, вообще не что иное, как искаженная гомосексуальность.

http://www.psychol-ok.ru/lib/ferenczi/tipp/tipp_08.html

Последствия социальных деформаций, в этом случае, более серьёзны:

Исламский суд в городе Баучи на севере Нигерии приговорил одного из жителей к публичной порке за гомосексуализм.

По законам шариата, принятым в некоторых штатах этой африканской страны, суды могут приговаривать таких людей и к смертной казни побиванием камнями.

В данном случае судья заявил, что проявил снисхождение и присудил только 20 ударов плетью в связи с тем, что обвиняемый, 20-летний мусульманин Мубарак Ибрагим, совершал преступления семь лет назад, а затем перестал этим заниматься.
<...>

Мубарак Ибрагим сообщил Би-би-си, что с облегчение узнал о решении судьи Нуху Мухаммада, который мог приговорить его к смерти.

http://www.bbc.co.uk/russian/international/2014/01/140116_nigeria_anti_gay_laws.shtml

А поскольку параноидальное сознание делит мир на "своих" и "чужих" (в таком, сверхконтрастном, чёрно-белом варианте), то возникает почва для всеобщей ненависти. В России всеобщая ненависть уже чрезвычайно заметна, например, по сравнению со странами Центральной, Западной и Северной Европы. Но в некоторых странах Азии и Африки процесс зашёл гораздо дальше:

Помощник Генерального секретаря ООН по вопросам прав человека Иван Симонович обвинил обе стороны продолжающегося конфликта в Южном Судане в совершении преступлений.

В интервью Би-би-си, он назвал города Бор и Бенту городами-призраками. По словам представителя ООН, Бенту был разграблен, сожжен и фактически стерт с лица Земли.

http://www.bbc.co.uk/russian/rolling_news/2014/01/140117_rn_south_sudan_un.shtml

Войны в Судане идут вот уже десятилетия. Близки к суданскому формату сегодняшние Ливия и Сирия, на подходе Египет. А ведь эти три арабские страны ещё недавно были относительно благополучными странами, к которым Россия, если усреднять за последние 50-100 лет, гораздо ближе, чем к странам Запада. По образу жизни, культуре, урбанизации, бытовым удобствам и те де. Т. е. проваливание в ад может совершаться чрезвычайно быстро, в считанные месяцы. Возможно, и в недели, всё когда-то случается в первый раз.

Если посмотреть с этой т. зр. на полемику между "сталинистами" и "антикоммунистами", то правы и те, и другие. Сталин и сталинизм действительно удержали Россию от проваливания в ещё бОльшую клоаку. Но при этом и сами были частью той клоаки, от проваливания в которую они удерживали. Типичная ситуация "меньшего зла". Меньшее зло-то ведь не одно-единственное, может быть сколь угодно большая градация зол, каждое из которых может выступить в качестве меньшего зла в отношении одних зол, но в качестве бОльшего в отношении других.

Если проранжировать состояния больших сообществ от "оптимального" (образца, скажем, Швеции или Калифорнии) до "гуманитарно-катастрофического" (образца Судана и Сомали), ну, скажем, по 10-балльной системе, то тогдашний Запад был, допустим, 9 баллов, тогдашняя царская Россия - 7 или 8 баллов, тогдашняя Мексика 6 баллов, тогдашние Оттоманская Империя или Китай - 5 баллов, сегодняшний Ливан 3 или 4 балла, а Судан и Сомали 1 или 2 балла. Больше баллов - больше рационально мыслящих людей, выше их положение в обществе, меньше нерешённых проблем, а косвенно, выше относительный (по меркам эпохи) уровень жизни.

Тогда нереализованный корниловский сценарий  - это 6 баллов, а Сталин 4 или 5 баллов. Если сравнивать с лучшими возможными сценариями для России в первой половине 20го века, типа сохранения Романовых, то Сталин - это ужос-ужос, а если посмотреть на некоторые рыла наших сограждан, то остаётся поблагодарить тов. Сталина "за наше счастливое детство", т. к. всё могло бы быть намного хуже. Ну, как поблагодарил тот нигериец, Нуху Мохаммед, судью за 20 плетей.

Отсюда парадоксы "попутчиков" и "внедренцев":
http://dipart.livejournal.com/65229.html

- Вот этот самый Союз русских офицеров, это ведь и одновременно главная опора Сталина, и его главный враг. Такая система власти, какую Фрэнк Херберт описал в сериале "Дюна" для Харконенов. "Служу господину, ибо ненавижу его". Эти "русские офицеры", истребляющие большевиков в отместку за причинённое ими невыдуманное зло - они по-своему правы. Но под замес попадают попутчики, такие же, в общем, как и сами "русские офицеры", и просто случайные люди. А потом появляются новые мстители, которые мстят своей стране уже за зверства "русских офицеров". А большевики и прочие троцкисты? Они мстили за выходки мстителей предыдущих поколений.

В стране "слышащих голоса" нет места общественному договору. Лишь каким-то его патологическим, вырожденным версиям, уровня "воровского закона". Нет договора - и каждый, по мере своих сил, пакостит окружающим. Большой начальник по-крупному, мелкий по-мелкому. А совсем пропащий человек просто поджигает дом богатому соседу (не от зависти, а потому что тот давит его, как более крепкий побег давит более слабый).

Вот что чудовищно в анализе русской истории и современности в русскоязычной же среде - это чисто параноидальное стремление поделить всех фигурантов на "своих" и "чужих", а сами события - на "чёрное" и "белое". Причинно-следственные связи при таком подходе ускользают, да и сами факты начинают плясать камаринского. И это тоже - симптом отсутствия дискурсивных основ общественного договора.

А тем временем, рационализм в Эрефии отступает всё дальше и дальше. Чубайс гордится достижениями путинского режима, подготовленными его реформами. А я вот не считаю, что нынешний режим однозначно лучше брежневского. Аналог - да. В чём-то, безусловно, прогрессивней. А в чём-то - значительно хуже.

Очередь желающих поклониться Дарам волхвов, привезенных в Москву фондом, учредителем которого является православный олигарх Константин Малофеев (тот самый, который фигурант уголовного дела о подкупе избирателей и которого ВТБ в Лондоне обвиняет в мошенничестве с кредитом) — достигла Третьего транспортного кольца. Люди стоят часами.

Это все происходит не в X веке, не в пакистанской деревушке, не в Зимбабве, где недавно разразилась эпидемия гоблинов, срывающих занятия в школах, — это все происходит в России в XXI веке. В стране, которая первая запустила спутник в космос, а теперь имеет кафедру теологии в МИФИ.

Традиция подделки христианских святынь восходит к глубокой древности, а именно — к 326 году, когда бывшая трактирная служанка и наложница Констанция Хлора, ставшая матерью императора Константина — св. Елена отправилась в Иерусалим и сразу — после трех веков неизвестности — нашла место распятия Иисуса Христа, место, где он был погребен, а также крест, на котором он был распят, четыре гвоздя и даже табличку «Иисус Христос — царь иудейский». Это как если бы мы сейчас отправились на поле битвы под Полтавой и с ходу отыскали бы там подкову коня Петра Великого.
<...>

Особой популярностью пользовалась, например, крайняя плоть Иисуса Христа. Впервые эта замечательная реликвия появились в Европе около 800 г., когда Карл Великий презентовал ее папе Льву III. С происхождением реликвии Карл Великий не заморачивался: он сказал, что это кусочек плоти был дарован ему ангелом. Ангел, видимо, был щедр и одарил не только Карла Великого, потому что в короткое время этой реликвией обзавелся 21 храм.

Самое поразительное во всех этих подделках — это их нижайший уровень. Люди, которые их подделывали, не то что не были озабочены претензиями на историческую подлинность — они не подозревали, что такая вещь, как историчеcкие особенности документов, вообще существует. Как не заморачивались составители «дара Константина» — фальшивки, якобы подписанной в IV веке императором Константином, передавшим власть над Римом и всем западом Империи в руки Папы Римского, и написанной на отменной порченой латыни IX века.

«Дары волхвов» — 28 небольших золотых пластин, якобы подаренных младенцу Иисусу тремя волхвами в начале I века и украшенных типичной поствизантийской (даже не византийской) сканью XV—XVII веков, — не представляют собой исключение. С таким же успехом можно выставлять подаренный Иисусу айфон и гусеницу от танка, на котором св. Георгий раздавил дракона.

Вопрос: откуда же очередь? Ответ: из телевизора.

http://www.novayagazeta.ru/columns/61762.html

См. ткж:
http://www.besttoday.ru/posts/9916.html

А приватизированное РАО РЖД шоу "благодатного огня"? Якунин даже график схождения огня подверстал под сетку вещания НТВ:
http://kononenkome.livejournal.com/756697.html

См. ткж:
http://www.ogoniok.com/5046/35/

В Цивилизацию Россия вошла на полторы тысячи лет позже Германии и на пару веков позже Польши. Но всё-таки раньше и плотнее, чем Индия и Китай. Конечно, древние цивилизации там существовали, но это были цивилизации аграрного типа, т. е., по Джейнсу, цивилизации шизофреников. У современной Цивилизации единственный корень - израильско-библейский. Чудовищный удар по нему нанёс национал-социализм. И дело не только в массовом уничтожении евреев (и даже в последнюю очередь в этом).

Национал-социализм поднял на щит массу контрмодернистских иллюзий. Начиная от отрицания исторических основ Цивилизации и заканчивая евгеническим мифом (о нём как-н. отдельно, давно пора сказать) и расизмом. Именно расизм заставляет многих видеть в "русских" белых людей. Тогда как мы ближе к индусам или китайцам по степени усвоения нами западной Цивилизации (а никакой другой не существует). Подпитывая естественный для дикаря или помешанного солипсизм (нарциссизм), с его характерными фантазиями собственного всемогущества, расизм в России породил чудовищное национальное самодовольство, не совместимое с дальнейшим движением по пути вхождения в мировую Цивилизацию.

Увы, но последние 20 лет мы движемся не "к" мировой Цивилизации, а больше "от". Для движения "к" нужно избавиться от усилившегося в советскую эпоху комплекса солипсического превосходства, это раз. Отформатировать общество под абсолютное господство рационалистов над мракобесами, это два. Создать и поддерживать (даже в убыток) передовые производства, уничтоженные Гайдаром и Чубайсом и хоть туземненькую, но Академию Наук, это три.

Обскурантизм, особенно в неонацистской, огнепоклоннической, криптозороастрийской его версии, с возрождением страны несовместим.

Poll #1952439 Рацио

Вы за рацио?

За рацио и общественный договор
55(91.7%)
За безумства и факельные шествия
5(8.3%)

Вы в чьей команде?

За отличников
51(89.5%)
За двоечников
6(10.5%)

Что целовать?

Губы живых людей
55(94.8%)
Иконы, мощи, реликвии
3(5.2%)

Subscribe
Comments for this post were disabled by the author