Объединяя две темы, "Анти-Павлова" и "Рождённых разумом". Что это за пресловутый такой "другой ум"? Все отмахиваются, мол, дураки существуют, это ж очевидно. Но это очевидно и тем, кого лично я записываю в бытовые идиоты. А они, я уверен, уверены, что с ними всё в порядке. А "идиот" должно относиться ко мне или к другим уважаемым мною лицам. В различной степени уважаемым, от близкого к нейтральному (но точно не со знаком интеллектуального "минуса", в особенности, в сравнении с иными критиками этих людей) до достаточно высокого. И некоторые уважаемые, не исключено что, не всех из них запишут вместе со мной в "идиЁты".
И у них есть на то основания. Иной идиЁт запросто может оказаться работником интеллектуального труда, доктором наук, профессором. И не каким-то там "прохвессором хвилософии донецкого политеха", а натуральным, заслуженным вполне профессором. Вот и вопрос: можно ли считать профессора идиотом, при условии, что профессор всамделишный, заслуженный. Настоящий, так сказать, полковник.
Мой тезис в том, что обычное представление о глупости, как о дефиците чего-то там в корне неверно. Почему - я пунктиром наметил в посте "Анти-Павлов". Если кто из взаимных френдов, или иных уважаемых людей обратится, готов разъяснить подробней. Каждый пункт могу детализировать, аргументировать и развивать. А пока о главном. Я предлагаю радикально иную модель глупости, в духе "это такой ум". Или "другой ум". Только это не какие-то "они" - плохие, с "другим умом". А все мы - другие по отношению к кому-то. Всегда есть кто-то по отношению к нам другой (в интеллектуальном именно смысле), а мы "другие" по отношению к нему.
Одним словом, я предлагаю модель, в которой "глупость" буквально, что является другим умом. И чем этот ум сильнее, тем "глупость" больше. "Глупость" - это не какой-то там пассивный дефицит умственного функционала. "Глупость" - активная разрушающая сила. Она сосуществует одновременно с функционалом ума, и чем ум сильнее, тем и "глупость", вместе с ним, сильнее. "Глупость" - важнейший функционал головного мозга (в духе учения Поршнева о суггесторах). А "гениальность" - это структура мозга с заблокированной "глупостью".
Та "глупость", о которой говорю я (мой оппонент, несомненно, "гениальность" сочтёт "глупостью" и "вырождением"), во многм, связана с приспособлением к авторитарным и тоталитарным деспотиям. И поскольку она в них почти безальтернативно одобряема (за редкими исключениями в сфере прикладных наук военного назначения, и то опционально), она является "умом", поскольку даёт же ж ведь практические результаты.
Попробую поиграть с моделью Афина vs Арес и составить набор бинарных оппозиций. Что свойственно "афинскому" (либеральному) уму, и что свойственно "аресскому" (тоталитарно-психопатическому, ведь современные психология и психиатрия развились на 90-99 %% в западном обществе, тогда как мощные ростки психологии и смежных наук в России были в 1930е удушены и нашли реальное продолжение почти исключительно в западной науке, а если - разрозненно, фрагментарно и полуподпольно - и у нас, то в русле западных парадигм, а потому понятие "психопат" западной психологической науки описывает стихийный идеал носителя тоталитарного сознания).
Афина |
Арес |
Игра понятиями |
Следование простым и чётким когнитивным шаблонам |
Сомнение во всём, подрыв любых основ |
Признание множества "бесспорных" фактов |
Релятивизм, мультикультурализм |
Перфекционизм, культ Идеала, "двух мнений быть не может" |
Плюрализм, имманентность выбора |
Иерархия, равнение на лидера |
Рационализм, эмпиризм, индивидуализм |
Традиционализм, конформизм |
Культ (творческого) успеха, созидания |
Культ силы и власти, понимаемых, как мужество и величие |
Цель войны - формирование выгодных правил игры |
Цель войны - нанесение максимального ущерба противнику |
Главное свойство ума - воображение |
Главное свойство ума - память |
Конкуренция - источник силы |
Конкуренция - вызов силе, мятеж |
Ярость - источник ошибок |
Ярость - источник силы |
Цель выборов правителя: ротация |
Цель выборов правителя: определение достойнейшего |
Политическая цель: динамическая балансировка |
Политическая цель: усиливающаяся оптимизация (рост силы) |
Можно продолжать дальше, но идея, наверное, понятна. Для аресовщины всегда есть некое "правильное", "лучшее" или "идеальное" положение вещей. А посколько мудрить аресовец не любит, то это положение, наиболее удобное лично ему. А любое отклонение от "Идеала" видится недопустимым бунтом и кощунством, на которые должен последовать максимально жестокий ответ. Ну, так запрограммированы нижние отделы мозга, доставшиеся нам, п преимуществу, от заурпдов. Но их можно определённым, довольно сложным вещам научить. Если не усложнять, не мудрить, но веками оттачивать обучение (всем миром, понятно, и принудительно, желательно, при помощи розог) "вечным истинам". Вот тогда, путём ежедневных изнурительных тренировок, аресовец может скопировать некоторые премудрости Афины.
Аресовцу действительно кажется, что нет во вселенной бога мудрее и величественней, чем Арес. И росгвардейцы с дубинками на улицах столицы - абсолютно нормальное для аресовца, явление, не требующее для своего оправдания никакой чрезвычайки. А вот попытка покуситься на власть альфа-альфа-альфа-самца - это немыслимо тяжкий, изуверский, в каком-то смысле даже, проступок. "Нормальному человеку" аресовской вселенной такое в принципе в голову не может придти, только сумасшедшему, ну, или по зловредному наущению вражеских альфа-альфа-альф и их агентуры.
По той же причине для аресовца недопустимой является конспирология. Это тот же самый бунт но в интеллектуальной сфере. Сказано же по Телявизирю, где белое а где чёрное. Но вот, находятся такие сссуки, которые, ссука, умничают! Мудрят, гады. Мудрилы!!! Выёживаются, на. - Надо сказать, что в определённом социальном контексте такой интеллектуальный подход работает лучше, чем афинский. Лиши афинца афинской интеллектуальной среды, свободы мысли, свободы печати и те де. Общения с братьями по разуму, необозримого корпуса печатных текстов, циркуляции идей - и он начинает хиреть. А аресовец - ничо так, хоть бы хны. Определённые практические задачи в этой ситуации даже лучше может решать. То есть он умнее. В своём, аресовском контексте.
Многое из того, что приписывалось "левой идее" и социализму, в действительности, не имеют к ним отношения. СССР саморазрушился не оттого, что был построен по рецептам Маркса. По рецептам Маркса были построены США. В России оценили популярность Маркса среди западных интеллектуалов, и создали симулякр марксизма. Сперва немного марксизма в СССР таки было. Но с каждым годом всё меньше. Пока в 1990е Арес не вырвался окончательно на волю.
Пару лет назад оказался я, по случаю, среди российских патриотов. Ну, там, послы, генералы, редактора. Послушал я - совсем ни фига не изменились, с тех пор, как я их знал. Всё то же стремление оснастить грубую силу "духовностью" в виде. А. Освящённого в церкви кортика. Б. Тысячи книг, пылящихся в книжном шкафу. В. Прогона перед дамами про куропатку, на которую не поднялась на охоте рука. И те пе. - К этому и добавлять ничего, в общем, не надо.
Просто представьте, что главные стратеги кремлёвских подготовились к принятию решений в кризисных ситуациях (голодные бунты, бархатные революции, техногенные катастрофы, война с НАТО и те де) путём покупки первых попавшихся тысячи книг. Короленко, "Дети подземелья" соседствуют там с Селлинджером "Над пропастью во ржи" и "Анатомическим атласом". Рядом жития пяти святых и университетский учебник астрономии. Читать некогда, но это и не обязательно. Тысяча книг в шкафу есть - значит, интеллигент. А не обычный костолом с одной прямой извилиной. И всякие там павлОвские и шунты в их обслуге - это временно, пока ставки низкие. А как повысятся, там главстратеги самолично, засучив рукава, их "слюнтяйства" исправлять начнут.
Изменить судьбу России уже нельзя. Но можно посторониться, максимально отойдя в стороночку. По возможности, перебравшись на другой континент. А на расстоянии всё может выглядеть больше интересно, чем страшно. Если сильно повезёт.
Немецкая молодежь, праздновавшая солнцестояние, была не первой, услышавшей шум
в первобытном лесу бессознательного. Ее предвосхитил Ницше, Шулер, Стефан Георге
и Клагес [5] . Литературная традиция Рейна и деревенского юга Майна имеет
классическую форму, которую не так-то легко отбросить. Поэтому любая
интерпретация, приходящая отсюда, стремится вернуться к классической модели, к
античному опьянению и роскоши, т. е. к Дионису, [6] и к космогоническому Эросу [7] .
Обращение к ним, конечно, ближе точке зрения культурного, образованного человека,
но Вотан - все же более точное толкование. Он является богом бури и неистовства и
высвобождает сильные чувства и страсть к войне. Кроме того, Вотан верховный маг и
колдун, близкий всякой оккультной тайне.
<..>
Мы, опираясь на экономические, политические и психологические факторы, убеждены,
что новый мир - мир благоразумный. Но если мы забудем на мгновение, что живем в
1936 г. от Рождества Христова, и отбросим действующую из самых лучших
побуждений человеческую - слишком человеческую - позицию, а также вместо себя
свалим на Бога - или богов - ответственность за сегодняшние события, то гипотеза о
Вотане нам сможет все прекрасно объяснить. Собственно говоря, я рискую сделать
еретическое предположение, что бездонная глубина и непостижимый характер старого
Вотана раскрывает национал-социализм глубже, чем все три разумных фактора,
сложенных вместе. Понятно, что каждый из этих экономических, политических и
психологических факторов объясняет какой-нибудь важный аспект положения дел,
происходящих в Германии, но все же Вотан объясняет лучше. Он особенно четко
выявляет то, что относится к общему феномену, такому необъяснимому и
непостижимому для чуждого человека, как бы глубоко он его ни обдумывал.
Общий феномен можно резюмировать как Одержимость (Ergriffenheit) - состояние
существа побуждаемого или почти одержимого. Это выражение недвусмысленно
обосновывает наличие некоего Одержимого (Ergriflener) - того, кто побуждаем чем-
либо, а также Одержащего (Ergreifer) - того или чего-либо, что побуждает или
<одерживает>. Вотан - это Одержащий людей, и он реально единственное объяснение,
если только мы не хотим обожествлять Гитлера, то есть делать именно то, что и
сделали с ним сегодня! Да, Вотан разделяет свои качества со своим двоюродным
братом Дионисом, но похоже, что последний оказывает воздействие на женщин.
Менады [15] - проявления женскогосексуального влечения, и, как гласит миф,
проявления достаточно опасные. Вотан ограничился берсерками [16] , нашедшими свое
призвание в охранении мифических королей.
Карл Густав Юнг, "Вотан".
Похоже юнговский Вотан больше смахивает на Ареса, чем на Диониса. А ещё он похож на огненного Митру - кровожадного бога римских легионеров, которому приносили человеческие жертвоприношения, и чей культ растворился в христианстве, породив ереси и оккультные ордена.