asterrot (asterrot) wrote,
asterrot
asterrot

Смена власти

Да, пожалуй, историк -3

Менее полгода тому назад цитировал:
О том, что одна из центральных идей романа вполне сложилась уже к 1863 г., свидетельствует дневник А. П. Сусловой. Здесь под 17сентября 1863 г. А. П. Суслова, находившаяся в это время вместе с Достоевским в Италии, в Турине, сделала следующую запись: «Когда мы обедали (в гостинице, за table d`bote’ом, — ред.), он (Достоевский), смотря на девочку, которая брала уроки, сказал: „Ну вот, представь себе, такая девочка с стариком, и вдруг какой-нибудь Наполеон говорит: «Истребить весь город»“. Всегда так было на свете» (А. П. С у сл о в а . Годы близости с Достоевским. М., 1928, стр. 60).

Эта запись — первое документальное свидетельство, вводящее нас в круг основных философских идей будущего «Преступления и наказания». Однако к творческой работе над романом и к обдумыванию его сюжета Достоевский обратился позднее. Существенным этапом на пути, приблизившим автора к «Преступлению и наказанию», явилась работа над «Записками из подполья».

Трагедия мысля­щего героя-индивидуалиста, его горделивое упоение своей «идеей» и поражение перед лицом «живой жизни», в качестве воплощений которой в «Записках» выступает прямая предшественница Сони Мармеладовой, девушка из публич­ного дома, образ которой в «Записках», однако, не несет еще той глубокой философско-этической нагрузки, какую несет образ Сони, — эти основные об­щие контуры «Записок» непосредственно подготавливают «Преступление и наказание».

https://cloud.mail.ru/public/55RN/5L1du42k4

Дополню:
«Преступление и наказание» было написано в последние годы режима Второй империи во Франции, когда в Пруссии Бисмарк проводил свою политику «железа и крови». Как и Толстому (писавшему в те же годы «Войну и мир»), исторический опыт общественной борьбы в эпоху Наполеона III позволил Достоевскому связать критический анализ буржуазного индивидуализма с развенчанием фигуры Наполеона как исторического прообраза современных ему индивидуалистов и проповедников идеи «сильной личности» (каковым являлся Луи Наполеон со своим сочинением «Жизнь Юлия Цезаря»; по мнению исследователей, это один из источников «теории» Раскольникова). Раскольников собственным поступком — убийством старухи-процентщицы ради, как он считает, денег для сестры и матери, близких и любимых существ, проверяет себя в роли «необыкновенного человека». На самом деле проверяется сама идея, и это главное. Это скрытая идеологическая полемика Достоевского с идеей «наполеонизма», где происходит разоблачение ее порочности, безнравственности и губительности для самого ее носителя, ведется при изображении судьбы героя, за которой Достоевский видит как угрозу определенной личности, так и угрозу человеческому обществу (сон о трихинах). «Кто же у нас на Руси себя теперь Наполеоном не считает?» — говорит Порфирий в первой беседе с Раскольниковым (6; 204). Тем самым он ставит вопрос на конкретно-историческую почву: в России 60-х, переломных, бурных годов многие склонны считать себя «наполеонами» — людьми, бесспорно имеющими право стоять над массами. В этом-то Достоевский и видит угрозу для человеческого общества. Идеи, живущие в сознании людей, оказываются пагубными, когда захватывают умы человечества. «Наполеонизм» как стиль жизни и философствования приводит к гибели близких в «Братьях Карамазовых» или к угрозе человеческого существования («Преступление и наказание»). Достоевский видит в «наполеонизме» страшное зло и своими произведениями предупреждает о возможной опасности.
https://www.fedordostoevsky.ru/research/aesthetics-poetics/103/

Лень расписывать. Дарю два тезиса. 1) Наполеонизм Соколова не случаен. Это идеология Раскольникова, но Раскольникова, до поры, до времени (не менее 30 лет) успешного. Скорее всего, мы так и не узнаем о тянущейся за Соколовым веренице трупов (наверняка не меньше сотни). Но даже единственный доказанный эпизод превосходно коррелирует с тематикой "Преступления и наказания", полемизирующего с идеями бонапартизма, ницшеанства и штирнерианства (протолибертарианства). Одержимость Наполеоном - это одержимость правом на преступление. Особенно в русской культуре.

Понятно, когда Соколов заразился этим: съёмки исторического фильма, убийство психолога. Фильм про Петра, который в чём-то напоминает авторитарного диктатора Наполеона. Тогда и сформировался условный рефлекс: историческая реконструкция - убийство - эйфория. Но Пётр легитимный монарх, а стало быть, недостаточно кристалльно чистый преступник. Идее "право имеющего" идеально соответствует именно Наполеон. К тому же, "Преступление и наказание" (эппицентр всей русской литературы, как и сама литература эта эпицентр всей русской культуры) роман сугубо питерский, в Питере его суггестия ощущается сильней всего.

2) Скромный доцент Соколов оттого и заседал с министрами, что его бонапартизм был политически востребован. Это всё тот же воспетый псевдолибкралами, начиная с Андрея Нуйкина аж в 1989м году, "русский Пиночет". Ну, есть идея отпиаривать его во французском стиле. Глава профранцузской фракции у нас известно кто. По кр. мере, устойчивые слухи приписывали эту роль главному сислибу страны Д. Медведеву. Второй по значению сислиб и кандидат в преемники, Шойгу, рекомендованный на должность министра обороны Медведевым, ткж годится в наполеоны. Впрочем, как и сам Путин.

Французская сторона официально пригласила российских экспертов участвовать в работах по восстановлению собора Парижской Богоматери, пострадавшего в результате пожара в апреле.
https://russian.rt.com/world/news/687641-rossiya-franciya-notr-dam?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews

Вот что, они без русских свой артефакт восстановить не в состоянии? Т. б. что там, как сообщалось, дело всего лишь в кровле. Да и та вроде бы, была новодельная. Понятно, что это символический жест. Наведение мостов. Мягкая пиар-подготовка к отмене санкций. Поизображали возмущение - и снова можно руки пожимать. И скатывание Эрефии в пиночетизм ни в коей мере горячим рукопожатиям не помеха.

В любом случае, история с Соколовым проливет неожиданный свет и на природу этой идеологии, частным (скорее, даже, предварительным) вариантом которой был путинизм. Вспоминается анекдот про Чубайса. "Анатолий Борисович, чем отличаются дети от щебня?" - "Странный вопрос, очевидно же, что щебень нельзя грузить вилами!"

А это уже не анекдот:
Когда официант приносит чай с медом, я спрашиваю Чубайса, не находит ли он, что капитализм не годится для России с ее народной ненавистью к богачам и верой в нравственное превосходство бедных.

"Вы знаете, я перечитывал Достоевского в последние три месяца. И я испытываю почти физическую ненависть к этому человеку. Он, безусловно, гений, но его представление о русских как об избранном, святом народе, его культ страдания и тот ложный выбор, который он предлагает, вызывают у меня желание разорвать его на куски".

https://rg.ru/2004/11/19/chubajs.html

А вот чубайсизм, чубайсовский (на самом деле, попперовский, а через череду предшественников, штирнеровский, а в какой-то мере, макиавеллистский) "прагматизм" в культуре: Владимир Мединский.

Государственный деятель прокомментировал ситуацию, связанную с доцентом-расчленителем. Он отметил, что если раньше все спрашивали про нашумевший фильм, то теперь про Олега Соколова. "Так и хочется ответить: если вам так нравится "Джокер", почему вам не нравится Олег Соколов?", — обратился к журналистам Владимир Мединский.
https://www.vesti.ru/doc.html?id=3209922&tid=114302

Позиция Мединского по историку Соколову хорошо коррелирует с его позицией по истории вообще. Задача настоящей истории - создание и поддержание мифа, а правдоискательство, поиски объективной истины - это абсолютное зло, против которого все средства хороши.

Министр культуры России Владимир Мединский назвал "кончеными мразями" людей, которые пытаются оспорить правдивость некоторых эпизодов российской истории, связанных со Второй мировой войной. Такое мнение он высказал после того, как президент России Владимир Путин в компании Нурсултана Назарбаева посмотрел в Казахстане фильм "28 панфиловцев".

"Моё глубочайшее убеждение заключается в том, что даже, если бы эта история была выдумана от начала и до конца, даже, если бы не было Панфилова, даже если бы не было ничего - это святая легенда, к которой просто нельзя прикасаться. А люди, которые это делают, мрази конченые", - цитирует министра агентство Интерфакс.

https://www.bbc.com/russian/news-37557282

Министр культуры Владимир Мединский на церемонии установки мемориальной доски Карлу Густаву Маннергейму в Санкт-Петербурге отметил, что памятники героям Первой мировой войны, которые затем оказались по разные стороны баррикад, это попытка преодолеть трагический раскол в обществе.
https://tass.ru/pmef-2016/article/3370729

Отвечая на вопрос о судьбе мемориала в кулуарах Восточного экономического форума, Владимир Мединский сообщил, что у него нет информации о его демонтаже.

При этом министр, которого цитирует ТАСС, добавил, что в настоящее время работает над большой статьей, посвященной Маннергейму, и надеется, что она прольет свет на личность и биографию военачальника.

Владимир Мединский, министр культуры РФ: «Так как времени у меня нет, к сожалению, пишу ее урывками, буквально по 15 минут в неделю. Надеюсь, что закончу ее и опубликую в какой-нибудь большой всесоюзной газете. Я надеюсь, для многих людей, не владеющих полной информацией по этому вопросу, это будет интересно».

https://www.ntv.ru/novosti/1657036/

Что касаемо самого убийства. Уже после написания предыдущего поста по теме обнаружил во френдленте близкий по духу пост Сапожника. Стащил оттуда ссылку на статью в "Московском комсомольце" про странную смерть первой жены Соколова, добавил в конец поста (после фото). Сегодня пробежал глазами нек. комменты к посту. Какие ж дебилы. Даже и не знаю, через "и", или через "э". Дибилы, или дэбилы? Короче, уверяют, что раз справка есть о смерти первой жены о рака мозга, то там всё чисто. Где они эту спраку отыскали, шут их знает. В статье только про то, что женщина вместе с дочерью бесследно исчезла, а на расспросы свидетельница только узнала про слух (пущенный, надо полагать, расчленителем Соколовым), что она умерла от рака мозга. "Рак мозга" - это, видимо, материализованный вариант присказки Соколова про убиваемых им женщин: "Она резко изменилась и стала монстром".

Не совсем понятно, что за "обрез", из которого стрелял Соколов. Если это незаконно укороченный ствол (а не оговорка журналистов), то сам факт такого укорочения есть доказательство подготовки к убийству. Четыре выстрела в голову выглядят как продуманная попытка разрушения черепа с целью затруднения опознание. Характерно, что подобный метод безотказно работал в советские времена и, по инерции, какое-то время в 1990е. Тогда уголовное дело об убийстве по безголовому трупу не возбуждалось (за редкими исключениями). Нет головы - нет надёжного опознания. А нет опознания - нет и состава. А безголовое тело - может, его кто в морге выкрал? Художники, вон, в эпоху Ренессанса трупы покупали, с целью изучения анатомии. Максимум - глумление над трупом.

Но в наше время существует дешёвая генетическая экспертиза. И голова особого значения не имеет. Что это означает? Вероятно, криминальный почерк Соколова полностью сложился уже в советские времена. В принципе не похож характер преступления на первое убийство. Да и образ Соколова до поимки - натуральный маньяк. Ткж части тела, найденные, вроде бы водолазами на том же месте... Чтобы какой-то другой расчленитель прятал части трупа точно в том же месте - совершенно невероятное совпадение. Вполне возможно, что это и есть первая жена Соколова. А др. жертв он убивал там, где ему было проще избавиться от трупа. Французам тут, кстати, есть над чем пораскинуть мозгами.

Все произошло в 2 часа ночи 8 ноября в квартире Соколова, расположенной на Набережной Мойки, дом 82. 24-летняя Анастасия поссорилась с 63-летним доцентом (они жили вместе как супружеская пара) из-за ее ревности к его детям от предыдущего брака. После ругани девушка легла спать.

Соколов же, осознавая свои действия, взял ружье-дробовик с укороченным стволом, поднес его к виску девушки и выстрелил. Затем, он сделал еще три выстрела, каждый раз перезаряжая оружие. Впоследствии четыре пули в голове Анастасии нашли с помощью рентгена.

После этого Соколов спрятал тело девушки у себя дома и даже принял в соседней комнате гостей. Пришедшие к нему домой знакомые не заметили ничего необычного. Спустя два дня ученый решил избавиться от тела: он купил пилу, расчленил тело и в состоянии чрезвычайного опьянения пошел топить отпиленные до локтей руки убитой в реке Мойке, но упал в воду.
<...>

СМИ ранее сообщали, что в конце осени 2008 года одна из студенток Олега Соколова, состоявшая с ним в интимных отношениях, заявила об избиении. Тем не менее, тогда хода делу давать не стали, передает НСН.

«Когда утюг нагрелся, он поднес его к моему лицу, я ощущала исходящий от него жар, и стал угрожать, что изуродует меня на всю жизнь. После чего стал методично избивать меня по лицу, голове, наносил удары в грудь и живот. На все мои мольбы остановиться и одуматься он только еще сильнее бил меня и угрожал, что убьет, а труп закопает на ближайшей стройке, где меня вряд ли найдут», — говорится в заявлении, написанном девушкой еще более 10 лет назад.

https://www.gazeta.ru/social/2019/11/13/12811202.shtml
.
Subscribe
Comments for this post were disabled by the author