asterrot (asterrot) wrote,
asterrot
asterrot

Categories:

В круге Вечного Возвращения

Totenkopf

Рождество/ Новый Год, ёлка, шарики. Многим известен астральный символизм этого праздника. Зимнее солнцестояние, Мировая ось/ Мировое Древо, плоды дерева - небесные светила. Санта Клаус и Дед Мороз заменили римского Януса (Сатурна). У многих европейских народов дедморозов два, один белокожий и добрый, достаёт из мешка подарки послушным детям, другой чернокожий и злой, запихивает в мешок непослушных детей, относит в лес и съедает. В более поздних вариантах злой дедмороз просто насилует сечёт детей розгами. Два дедмороза соответствуют двум ликам Януса и символизируют уходящий и приходящий год. В России старому лику Януса соответствует собственно Дед Мороз, а молодому - Снегурочка. Сатурн, между прочим, в нек. мифах кастрирован тем же серпом, что и его отец Уран и спит на дне Северного Ледовитого океана (связь Сатурн/ дедморозы - Северный полюс - Мировая Ось - солнцеворот).



Вся эта символика оч. древняя, восходит к халдеям,  через ассиро-вавилонян и, далее, персов. Зороастрийское влияние можно заподозрить в дуализме новогоднего мифо-ритуально-символического комплекса, но это, скорее, более древние влияния халдо-шумерской прарелигии. Проникнув на Восток, оно породило даосские верования (компаративисты говорят о сино-китайской языковой макросемье, в которую входят китайцы, тибетцы, кавказцы, баски, а из древних языков - этрусский, хаттский, шумерский, халдейский и хурритский), дуалистические, но в совершенно ином смысле, чем зороастризм и возникшая под его влиянием диалектика Гераклита.

Зороастризм - не просто дуализм, а дуализм особый, гностический. Есть бог Света, творец всего красивого и доброго - коров и овец, львов, собак, а ещё "сынов света". А есть бог Тьмы, творец всего уродливого, вонючего и вредоносного - козлов, змей, пауков, а ещё "сыновей тьмы". И миссия "сыновей света" - уничтожать "сыновей тьмы" и прочие отродия тёмного бога. А ещё трахать своих родственниц для сохранения расовой чистоты (символ веры - хваэтаведата - клятва совершить инцест). Зороастрийцы и их позднейшая ветвь - митраисты - не раз разоблачались в проведении человеческих жертвоприношений, самых поздних у цивилизованных народов.

Но всё это реликт более древних и страшных культов, распространённых в прошлом повсеместно. Рене Жирар убедительно возводит всю мировую мифологию к гонительским эксцессам: сперва гонители убивают чужеземца, или иную виктимную личность (или группу), а затем воспроизводят убийство в ритуале. Затем (у потомков) гонительский экстаз ослабевает, ужас убийств невинных жертв создаёт растущий дискомфорт (как бы не пришлось отвечать, да), и тогда развивается мифология, из поколение в поколение всё более затемняющая первоначальный смысл убийства. Так, в мифе об убийстве Бальдра стрелки переводятся на невиновного Локи, в мифе об убийстве Ифигении её заменяет жертвенным животным Артемида, которой её приносят в жертву (очевидно, Артемида - имя первой ритуальной жертвы в этом локальном культе), В мифе об убийстве Рема его сваливают на брата Рема Ромула, а убийство сенаторами самого Ромула было объяснено народу тем, что его забрал на небеса Юпитер.

Гонители сперва убивают жертву, а затем провозглашают её богом. Первая жертва становится центральным объектом культа, а следующие - его ипостасями, аватарами, или просто "святыми". Как выражается Д. Галковский, "Васю убили". За Васю ща всех уделаем. Идёт толпа погромщиков (убивших Васю) и убивает "за Васю". Всех, кто не готов подчиниться толпе и играть в её религиозные игры. Или просто так, для острастки. Васю забрал на небеса Юпитер, или Магомет. Ах ты не веришь - сууука! Да ты Васю убииил! За оскорбление чувств верующих - на кол. А потом с кола - и в святые, Вася №2, 3, 10, 100, 1000 и далее везде.

Посредине дня
Мне могилу выроют.
А потом меня
Реабилитируют.

Спляшут на костях,
Бабу изнасилуют,
А потом — простят,
А потом — помилуют.

Скажут: срок ваш весь,
Что-нибудь подарят...
Может быть, и здесь
Кто-нибудь ударит.

Будет плакать следователь
На моем плече.
Я забыл последовательность:
Что у нас за чем.
Александр Аронов

Но примеры Жирара, в основном, относятся к довольно поздним стадиям гонительских эксцессов. Жертвы точечные, объяснялово причёсанное. Выглядит относительно благопристойно. Если обратиться к нек. более архаичным ритуалам и мифам (в т. ч. практикуемым и в наши дни, например, вудуистами и аналогичными культами Тропической Африки), смысл шариков на рождественской ёлке вырисовывается совсем не астральный. Астральная мифология - разновидность причёсывания мифа. А кто боги планет, что крутятся вокруг Мировой оси? Те же обитатели гор, которым приносятся человеческие жертвы.

https://i.pinimg.com/originals/16/66/f0/1666f02a9db367025e92810464786a0e.gif https://lh4.googleusercontent.com/proxy/20fydT10Fx6IAZDwwPpBUOd_rhig_dCxbqEEKqTFl2ztHMM5Gb_ILhQSz3ujlEr7cXzgd1-ZZVSdKrr5ZjTIokouXtR0pkxCvmH8kgrv8cUGtL6L2AGjWBKEubtsbq_er1VxuN9nsge1Ceiu8xkqeRQE0VmEOBcd_Z-thHpP https://lh4.googleusercontent.com/proxy/L_qd_FpDcVvtL_Gh2aHQnCY5LIu8_TAikvIUjoxAq7WncGuxUoPxIRb5w6Vc76BkFi6sYJAg6B9S-pPNNEhTJRh6U8iTh-yq3RNxPjJtl3Y1dM4
Слева масонская символика. Луна и Солнце изображены в виде голов. В середине зороастрйский бог правды Митра. Голова Митры символизирует Солнце. Справа византийская икона: обратите внимание на стандартный нимб православных икон

Борис Поршнев, между прочим, считал, что это неандертальцы, обладавшие якобы способностью к гипнозу и заставлявшие людей убивать друг друга, чтобы поедать трупы (в горных регионах д сих пор существуют легенды о всякого рода "снежных человеках" - возможно, там обитали какие-то гибриды неандертальцев ещё неск. тысяч лет назад). Они были, согласно Поршневу, людоедами и полуневольно вывели сапиенсов в кач. кормового скота, подвергая выпасу наиболее гипнабельных. Позднее из этой гипнабельности, по Поршневу, вырос разум.. Существуют многочисленные мифологические и фольклорные подтверждения гипотезы Поршнева. Интересно, что леший, или зелёный человек в фольклоре изображается крайне противоречиво. То он гигант, то карлик, то превращается в деревья или животных. Поршнев объяснял это способностью архантропов к мимикрии и гипнозу.

Ну да полного совпадения между концепциями Поршнева и Жирара нет. Их можно согласовать, однако "из коробки" они немного о разном. Хотя нек. совпадения (при всём различии хода мысли!) разительны. Однако о шариках на ёлках они говорят нам мало.

Зато есть, например, Фрэзер, его знаменитая "Золотая ветвь". Есть описаниие культа духа Леса и отождествляемого с ним жреца. С регулярными человеческими жертвоприношениями, подвешиваемыми на священном Древе ("плоды познания добра и зла").

В священной роще росло дерево, и вокруг него весь день до глубокой ночи крадущейся походкой ходила мрачная фигура человека. Он держал в руке обнаженный меч и внимательно оглядывался вокруг, как будто в любой момент ожидал нападения врага. Это был убийца-жрец, а тот, кого он дожидался, должен был рано или поздно тоже убить его и занять его место. Таков был закон святилища. Претендент на место жреца мог добиться его только одним способом – убив своего предшественника, и удерживал он эту должность до тех пор, пока его не убивал более сильный и ловкий конкурент.
http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/txt01.htm

Фрэзер в этой цитате описывает культ Дианы Немийской, отождествляемой с богиней огня и семейного очага Вестой. Обе богини имеют отношение к плодородию, плодам, растительным и человеческим. Плодородие часто связывалось с Луной и миром мёртвых (замечателен ткж дуализм лунной Дианы/ Артемиды и её солнечного брата Аполлона, напоминающий рождественский дуализм, при том, что древнейшие календари были солнечно-лунными). И в более поздние времена деревья часто использовались в кач. виселиц, а виселицы назывались "деревьями" (как знаменитое Тайбёрнское дерево). Но на деревья и виселицы вешали не только живых людей, или трупы, но и отделённые от тел головы (как голову Оливера Кромвеля на том самом Тайбёрнском дереве). Сравните ткж обычай выставлять отрубленные головы публично, насаженными на древко копья, или на колья частокола.



У древних кельтов засвидетельствован странный обычай. Считалось, что отрубленная у убитого врага голова не позволяет его душе попасть в царство мёртвых, и оттого душа становится чем-то вроде ангела-хранителя свого убийцы. Для этого отрубленную голову вешали сперва на шею коня, а по прибытии домой - над входной дверью дома (в наши дни там вешают головы трофейных животных, особенно, оленьи, а ткж купленные головы тех же животных). Обычай превращения голов в талисманы существовал у многих народов. Розанов и Флоренский, совместно написавшие антисемитский труд "Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови", в котор. неубедительно доказывают реальность ритуальных убийств, приводят интересный пример халдейского обычая изготовления терафимов..

«Во вторник, если Марс достиг точки своей кульминации, приходят жрецы в храм Марса, одетые в красную одежду обмазанные кровью и с кинжаловыми ножами и обнаженными мечами в руках. Они несут с собой красноголового‚ рыжего и краснощекого человека, голова которого от сильной красноты блестит, и ставят его в наполненный маслом и медикаментами бассейн, где платье его и кожа его быстро размягчаются. Они укрепляют его на копьях внутри того бассейна, так что он целый год остается погруженным в масло. [Заметим, что умолчание об убиении жертвы и аналогия с последующим заставляют думать, что человек этот сидит в масле живым; да иначе для чего было бы укреплять его в бассейне, - достаточно было бы просто погрузить. Примечание автора заметки] Когда затем последует распаление, то они берут голову этого освященного тела. Они верят, что эта голова в течение семи лет предсказывает им успехи и несчастья, которые с ними случатся в году», — свидетельствовал средневековый писатель Шемс-эд-Дин Мохаммед Ибн Абу-Фалеб Димешки о древней секте халдейских ссабиев (их специфические познания вошли затем в каббалу). Подобные манипуляции совершались еще в XIV веке…{7}.
https://imwerden.de/pdf/rosanov_saharna_1998.pdf

Розанов проводит параллели с подозрительным, на его взгляд, православным обычаем изображения голов на иконах и стягах, а ткж усекновением главы Иоанна Предтечи. Хотя смысл этой традиции, к моменту прихода её в православие, скорее всего, был уже забыт. Однако к этому можно добавить ткж ужасающий обычай хранения и целования мощей, вкл. головы святых.


Популярный мотив: икона Спаса Нерукотворного


Резная голова святого Иоанна Крестителя на блюде, выполненная
из дерева, с капсулой частиц мощей Иоанна Крестителя


Мокомокаи - татуированные (при жизни) головы
новозеландских маори, до прихода европейцев
выполнявшие роль валюты




На первых (античных) монетах изображались головы богов, а ткж
царей и тиранов. Наиболее популярны головы Медузы Горгоны.
Обратите внимание на традиционные для гонительских мифов
(об изгнании и ритуальных убийствах) "мотивы" - высунутый язык
удавленника (а удавленники, в св. оч., отсылают к теме Древа, как
и символизм птицы), живущая без тела голова (терафим), змеи,
магический амулет-оберег, Мировое яйцо (через посредство символики
змей и птиц)



Тсантса, искусственно уменьшенная голова, амулет
индейцев Экадора и Перу
, традиционно изготовляемый
из головы убитого врага
. Местные правоохранители до
сих пор ведут борьбу с изготовлением таких амулетов


В фольклоре множества народов воспоминания о головах-талисманах сохранились в завуалированной форме всевозможных волшебных "яблок", "клубочков" и "яиц". Хрустальные шары предсказателей тоже отсюда. Первоначально вместо глядения в шар (в котором, естественно, хрен что увидишь) шептались с головой-терафимом (а тут со страху может чо и примерещиться, благо постороние звуки типа шелеста ветра всегда имеют место).

Смерть Кащея в яйце, а яйцо висит на дубе. Дуб - ещё одно Мировое Древо (наряду с Мировой горой - вариант Мировой оси). Остров Буян, на котором растёт тот дуб - вариация на тему Мировой горы. Аналогом является "стеклянный" остров Аваллон, где в своём замке фея Моргана поддерживает между жизнью и смертью убитого их общим сыном короля Артура, своего любовника и брата. Смерть и воскресение в строго определённый момент повторяют структуру рождественских мифов (Артур, как и Дед Мороз, символ уходящего, умирающего года, а вечно юная Моргана, как и Снегурочка - нового, наступающего). Миф об Артуре, Моргане и Мордреде почти тождествен мифу об Озирисе, Изиде и Горе. Гор не убивал Озириса, однако существовал ткж Хорахути - двуглавый бог, обозначавший слившихся в гомосексуальном экстазе Гора и Сета.


Хорахути и двуглавый орёл - символ 33 градуса Древнего и Принятого Шотландского Устава

Ткж миф об Аваллоне структурно близок мифу о садах Гесперид и Эдеме, с доминирующим мотивом волшебных яблок (Аваллон означает "яблочный", abal на ирландском и afal на валлийском означают "яблоко"). "Яблочные" мотивы проникли и в фольклор, где есть, например, отравленная яблоком царевна в хрустальном гробу (что отсылает как к "стеклянному" Аваллону, так и к подвешенному к ветвям волшебного дерева сундуку, в котором таится смерть сказочного Кащея). Западноевропейский аналог о Спящей принцессе содержит мотив укола веретеном, что вновь отсылает к мифологеме о смерти Кащея в игле. В сказке Шарля Перро (неадаптированный для детей вариант) мать пробудившего Спящую Красавицу (увы, не поцелуем, но изнасилованием) принца позднее съедает их детей (т. е. своих внуков). Множественные смысловые связи закольцовывают ряд мифологических мотивов, позволяя предположить за ними несохранившийся общий первомотив с ритуальным убийством и людоедством.

Хрустальный остров или замок, в котором упокоен Артур, безусловно, символизирует арктические льды. Мало того, в одной из версий он ещё и проворачивается вокруг своей оси, на манер избушки на курьих ножках. Кстати, об избушке. Прообразом, как показал В. Я. Пропп, были "домики на деревьях" (привет сундуку Кащея) и свайные постройки (обычно связываемые компаративистами с сино-кавказской языковой макросемёй - древнейшим населением Европы и значит. части всей Евразии; в св. оч., Мария Гимбутас связывает это население Европы с матриархатом - сравним с хранительницами бессмертия на Островах Блаженных и в Аваллоне). Баба Яга - труп, или мумия ведьмы, захороненная в такой постройке и являющаяся, своего рода, порталом между миром живых и миром мёртвых, которым может воспользоваться живой шаман (став на время "мёртвым"). Мирча Элиаде приводит многочисленные примеры, показывающие основу шаманизма различных народов - путешествие шамана в мир мёртвых по лестнице или священному дереву (посредством сновидений и приёма психоделиков)

Баба Яга даёт главгерою волшебный клубочек, ведущий в Тридевятое царство, Тридесятое государство. Это символизм Луны, синодический месяц (интервал между повторениями фаз, например, между двумя новолуниями) которой равен 29,5 (округлённо, 30) дням, а сидерический (интервал между ближайшими появлениями Луны в одной точке звёздного неба) - 27. Очевидно, что царство Кащеево каким-то образом связано с древними лунными календарями. Внешний облик Кащея - чрезвычайно тощего, злобного и одетого в чёрное старикашки - повторяет внешний облик бога смерти Сатурна (только у того ещё рисовали в руках серп или косу). А смерть Кащея в яйце в фольклоре дублирует другой субститут тсантсу - клубочек (который, в целях мифологического шифрования кровавых ритуалов, однозначно ассоциирован с лунарным культом - разматывание клубочка символизирует убыль Луны). Яйцо - такой же субститут тсантсу, а игла в нём (в той древности, когда ритуалы, полуутраченные воспоминания о которых вдохновили фольклор, были ещё актуальны, реальные иглы были довольно крупными, т. к. одежды сшивались из грубых шкур) - вероятно, символ копья, или его наконечника, на котором выставляли напоказ отрубленные головы.

Впрочем, при подвешивании трупов или голов, часто использовались грубые нити и верёвки, продеваемые в мертветчину при помощи игл. А подвешивание было популярной формой захоронения у народов сино-кавказской макросемьи.

Иван-дурак (т. е. шаман: "священное безумие" - отличительный признак шамана, живущего нормами перевёрнутого "мира мёртвых") путешествет за тсантсой Кащея, позволяющей тому путешествовать между миром живых и миром мёртвых. Уничтожив "портал", шаман навечно изгоняет Кащея в мир мёртвых. Структура сказочного мотива опять копирует сюжет мифа об Озирисе, Изиде, Сете и Горе, а ткж об Артуре, Моргане и Мордреде. Моргана помогает Мордреду убить Артура точно так же, как Изида помогает Гору убить Сета, а Баба Яга  Ивану-дураку - убить Кащея. Сета, кстати, тоже отождествляли с Сатурном и обоих позднее - с сатаной. Тот же комплекс представлений породил легенды о вампирах, которым следует отрубать головы, чтобы они не возвращались с того света.

Яйцо Кащея напоминает распространённый в фолклоре мотив, связывающий яйца с различными интервалами календарного времени. Яйцо - символ иного мира, из которого приходят и в который уходят души людей и животных. Яйцо - "не живое, но и не мёртвое". Например, популярная, имеющая множество вариантов загадка всегда связывает яйца и дерево, как символы времени: "Растёт дерево, с 12 ветвями, на каждой ветке 4 гнезда, в каждом гнезде по семь яиц, шесть белых и одно червонное". В библейском мифе о грехопадении вместо яйца снова яблоко. Но предлагает его змей (а где змей, там и яйца).

Вероятно, первоначально змей охраняет свои яйца, но Еве обманом удаётся заполучить два - для себя и для Адама. Сатана на древнееврейском - "противник", "обвинитель" (в суде), "клеветник", но этимологически восходит к понятию "преграда", "препятствие", "запруда" (на ручье или реке). Каббала связывает сатану - архангела Самаэля - со сфирой (сефиротом) Гвура, а Талмуд называет его ангелом-хранителем райского сада. Гвура ткж сопоставляется иногда Сатурну, а иногда Марсу (двум "злым" планетам астрологии). Функция Самаэля - куратор карательного аппарата в системе ангелической бюрократии.

Эванс-Притчард в "Колдовство, оракулы и магия у азанде" показывает, что функция древнейших судов - оракулов - состояла в поиске "колдунов" - по существу, виктимных жертв, которых делали крайними за любые несчастья. Все современные правоохранительные системы выросли из этой охоты на ведьм и колдунов. А почему Фемида (Темис) слепая (как и русская Баба Яга, которая не видит Ивана, а только чует, до тех пор, пока он не пройдёт ритуального омовения, как покойник)? А ведь Фемида одна из богов загробного мира, греко-римский аналог египетского Анубиса. У разных народов бытует представление о том, что "мёртвые не видят живых, а живые мёртвых", т. е. живые и мёртвые проявляют взаимную слепоту. Только после суда Фемиды душа умершего получает своё место в царстве мёртвых. Ткж Фемиде был посвящён 13месячный лунный календарь.

Фемида взвешивает добро и зло. В иудохристианских представлениях тема добра и зла однозначно привязана к соотв. райскому Древу (одному из двух, противопоставленному Древу Жизни). Древо Познания добра и зла ткж ассоциировано со смертью (уже в словах Боженьки, "если съешь... смертью умрёшь"). Ветвь Древа Познания, согласно апокрифическому "Евангелию Никодима", принёс из рая Сет, после чего ветвь проросла и стала деревом, из которого впоследствии был сделан крест, на котором распяли Христа. А германский Один и вовсе распял себя на священном дереве Иггдрассиль ("конь Игга"; Игг - одно из имён Одина) с целью получения мистического "знания".

Миф о распятом Одине в религиеведении обычно сопоставляется с ведическим ритуалом ашвамедха. Жертвенного коня отпускали на год и считали "солнцем". Все земли, по которым он бежал, должны были покориться совершающему ритуал радже, иначе подвергались "огню и мечу". Потом коня убивала царица и затем совершала с его трупом половой акт, после чего коня жарили и съедали во временном храме, изображавшем Мировое древо (очаг в форме птицы, сидящей в его ветвях). Очевидно, это относительно поздняя версия ритуала, в котором отождествляемая с божеством жертва уже заменяется жертвенным животным, ибо перехватила реальную власть над толпой. Теперь животное "тождественно богу" (т. е. первой убитой соплеменниками жертве) и от него якобы продолжается "божественный" царский род. Такие "божественные" династии известны у многих народов, например, фараоны, Лунная и Солнечная династии в Индии, Ашина и чингизиды у тюрок и монгол. Римские императоры ткж обычно именовали себя детьми или потомками кого-л. из римских богов. В официальную титулатуру римских императоров входило "сын божий, спаситель".

Априори, боги - убитые (и посмертно сакрализованные) племенем жертвы. В т. ч. и родители убийц, т. к. существовал обычай убийства старых и немощных. Отсюда культ предков, возрождаемый ныне Путиным в новой Конституции: "сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога". Передача веры в Бога от предков, вне всякого сомнения, языческий формат обоснования культа.

Иногда этот мотив формулируется более конкретно: женщина у мирового дерева; этот мотив отсылает в конечном счёте к ритуалу человеческого жертвоприношения у мирового дерева [т. н. ашвамедха сохраняет в вырожденном виде идею мультиплицированного мирового дерева: 21 жертвенный столп (asvayupa, «конский столп»), т. е. 7Х 3]. Второй мотив — конь у мирового дерева (ср. описание ашвамедхи в «Ваджасанейи-самхите Яджурведы» и других текстах); хронологически он продолжает первый мотив и связан с переходом от ритуала жертвоприношения человека к жертвоприношению коня. Многочисленные индоевропейские параллели подтверждают древние истоки обоих этих мотивов и, возможно, даже самого названия «А.» [ср. мотив Иванушки-дурачка (трансформация первочеловека, первого жреца), пасущего лошадь в ветвях дерева; Иггдрасиль в «Эдде», авестийское название конюшни aspostano при др.-инд. asvasthana, Ашвинов и т. п.].
https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Mifologia/308.php

Астральные символизм - поздняя халдейская (и шире - земледельческая) конспирация. А что изначально? Домики на деревьях и свайные постройки. Их связывают с обрядом воздушного погребения, из которого вырос зороастрийский обычай хоронить покойников в башнях со "священными" птицами, поедавшими трупы. А вот у якутов в обряде была интересная деталь: рядом с захоронением подвешивали голову и копыта коня. С другой стороны, италики наоборот, запрещали доступ в священный лес коням и всадникам.

Тем, или иным образом мифы, ритуалы и табу подчёркивают связь коня и Древа, что неудивительно, если иметь в виду символическое значение Древа в кач Пути, соединяющего небо и землю, или землю и преисподнюю, короче, мир живых и мир мёртвых. Если смерть понимается, как изгнание из мира живых => путешествие в мир мёртвых, то конь - естественный символ такого путешествия. Кони часто связаны с похоронными мифами и обрядами. Вспомним хотя бы легенду о Вещем Олеге с традиционными для описываемой группы мифов мотивами: оракул (волхвы, т. е. шаманы), изгнание коня, конский череп, змея, ужаленная нога, смерть героя. Вероятно, конь вытесняет более древний символ лодки, ковчега, на котором труп (в более поздних версиях - душа) сплавляется по реке в мир мёртвых. При этом, роль священной реки, как оси, соединяющей миры живых и мёртвых, переходит к священному дереву. В то же время, священная река в мифологиях часто истекает из родника в корнях Мирового Древа.

Древу Жизни и Древу Смерти (Познания добра и зла, т. е. загробного Суда) соответствуют два Пути - "правда" и "кривда", совместно образующие символ мандалы. Мандала традиционно трактуется в кач. схемы центра мира, Мировой Горы, или Мирового Древа. Ткж это схема главного храма селения Шамбала, в котором должен родиться Калки-аватара и которое сменило название, когда в Индии возобладали чуждые индуизму культы. Шамбала - азиатский вариант Аваллона, место, где бессмертный царь ждёт Конца Света, чтобы явить себя людям. Поскольку храм Шамбалы - проекция небесного рая на земле, то он тоже лишь символ (или портал) более сакрализованного пространства. все эти райские мотивы присутствуют и в иудохристианском мифе об изгнании из рая. В роли, аналогичной хранительнице (или дарительнице) волшебных плодов оказывается Ева, а Адам выступает в роли, аналогичной всем героям, пришедшим за молодильными яблоками и т. п. дарами.

Нетрудно заметить, что сакрализация во всех приведённых примерах балансирует между ужасающим и прекрасным. В основе всегда лежат убийства, а процесс сакрализации связан с вытеснением страха в подсознание посредством мифологических искажении истории убийства. Чем более скрытой в конкретном мифе оказывается тема убийства, тем ближе к полюсу прекрасного данная сакрализация. "Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".

https://cs11.pikabu.ru/images/previews_comm/2019-08_6/156701106011493087.jpg
Разновидность позорного столба, Лондон, 15 век

Ещё сравнительно недавно повсеместно были распространены "позорные столбы". Это столб, или колодки, в которых обездвиживали жертву репрессий, с тем, чтобы позволить массе участвовать в расправе. При этом жертва могла подвергаться порке, а ткж умерщвляться в процессе экзекуции. Очевидно, что древнейшим аналогом было привязывание к дереву с примерно теми же целями. Но более древние варианты расправы делали акцент на изгнании, или оставлении в опасности, дабы максимально размыть ответственность за смерть члена общины (и избежать нескончаемой цепочки кровной мести). В Древней Греции такое наказание именовалось "анафема".

Подвергнутый анафеме изгонялся в лес или в горы (характерно, что слово "гора" в древнеславянском и родственных индоевропейских означало лес, или дерево, отсюда ткж глагол "гореть" и слово "горе"). В архаичную, или совсем уже первобытную эпоху изгнанник не имел шансов выжить. Позднее, жертву могли оставлять в лесу привязанной к дереву (отсюда один шаг к повешенью). Иногда частью ритуала анафемы было принуждение жертвы к прыганью со скалы. С этой целью жертву, например, могли побивать камнями, или непосредственно сталкивать. Древнегреческие мифы полны историй про спрыгнувших или упавших с высоты героев (Фаэтон, Икар, Эгей, Гелла и многие др.). Все эти истории содержат явные элементы более древнего слоя гонительской мифологии.

Сбрасывали, как утверждают, спартанцы со скалы хилых детей. Вообще, древнейшими формами массовых убийств являются убийства стариков и детей. Стариков убивали, чтобы не кормить, а взамен назначали убитых духами-покровителями. Вот и весь "культ предков" ("чур меня!"). Детей убивали в голодные годы, или для регулирования численности популяции. Отсюда - культы всяческих амурчиков и херувимчиков. А когда пошла замена человеческих жертвоприношений животными, развился тотемизм. Все эти древние боги с головами птиц, зверей и рептилий - они отсюда. Спрашивается, а куда подевались их человечьи головы? Должно быть, об этом было бы неплохо спросить у Бегемота...

Разновидностью казни у позорного столба было древнеримское распятие (существование которого почему-то отрицает Д. Галковский). Идея распятия проста: превратить всех свидетелей казни в соучастников (могли снять с креста но не сняли). Особенно, когда кресты с распятыми сплавляли вниз по реке на плотах при массовых казнях. Сравним с популярным в мифологии мотивом выброшенного в лес, или спущенного в лодочке ребёнка. Иногда его находят и усыновляют - похоже, практика была настолько всеобщей, что никого и не удивляла (не с таких ли приёмышей развился первоначально институт рабовладения? Возможно, из тел убитых детей (если умерщвление совешалось непосредственным образом) делались какие-то амулеты, или снадобья, в особенности, эрогенные... Ткж широко распространён в древности обычай делать чаши из черепов убитых врагов.

Рене Жирар показывает что христианство было субверсией гонительской мифологии: внешне оч. сходное (достаточно, чтобы привыкшие к гонениям варвары легко приняли новую религию), идейно оно находилось в полной оппозиции к гонениям. Новое в христианстве - это разоблачение абсолютной невинности жертвы, не только в плане её прекрасных личных качеств, но в перв. оч. в плане её беспомощности. Жертва - не обожествляемый после смерти "колдун", магическая сила которого нанесла, или могла бы нанести заслуженный или незаслуженный ущерб общине. Жертва - бессильный страдалец (таков не только Исус Христос, но и Иоанн Предтеча, а затем и множество христианских мучеников).

Т. о. в христианстве можно выделить два непримиримых дискурса: консервативный, пытающийся свести христианство к очередному культу убитого сверхъестественного существа, т. е. к язычеству (непримиримому, как любое язычество, ко всем др. языческим культам) - и либеральный, вскрывающий всё новые культурные пласты в кач. элементов гонительского мышления. Любое сходство между ними остаётся сугубо формальным и, в конечном счёте, является результатом исторического недоразумения. Они попросту принадлежат разным логическим типам.

Магизм неразрывно связан с человеческими жертвоприношениями, причём, это он их производное, а не наоборот. Иррациональное необходимо для оправдания убийств невинных, каковые необходимы варварам с целью канализации агрессии в условиях социального кризиса (ради избегания многовековых цепочек кровной мести и, в конечном счёте, состояния войны всех против всех). Либерализм предлагает иное решение: рационализм + бюрократия + правовое государство + всеобщая личная свобода (право собственности индивида на его тело). В либеральном обществе уже не надо стремиться к максимальной невинности жертвы (и т. о. беспричинности и анонимности самого жертвоприношения). В либеральном обществе источником агрессии выступает безликий Закон, представленный незаинтересованными профессионалами, не состоящими с преступником, или его жертвой в каких-л. отношениях и распределяющих ответственность между неопределённо большим числом участников несокрушимо мощной карательной машины (судьи разных инстанций, конвоиры, охранники, следователи, опера, кураторы, законодатели, политики и те де).

Все современные общества построены на началах либерализма. Даже Северная Корея и Иран. Но не все в этом в равной степени последовательны, а потому и неравно эффективны. Нет никаких либералов vs антилибералы: есть либералы вменяемые и невменяемые. Повсюду места оракулов заняли суды, а место виновных в бедствиях колдунов - предположительно виновные на уровне материальных причин и следствий обвиняемые. Везде предполагается власть Закона и священность в той, ли иной форме кодифицированной Конституции. Капитализм западного типа (отличающийся от эрефского дикого капитализма больше, чем от социализма позднесоветского образца) возможен только там, где полностью возобладали рациональность и верховенство Закона. Только тогда появляются гарантии прав собственности и стимулы к труду, изобретательству и частной инициативе. Увы, Россия более 100 лет движется перпендикулярно и 30 лет - в противоположном от мировой цивилизации направлении (каждый раз в полной уверенности, что опережает Запад в его же западном пути).

Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Концепты

    Метафизическая война Процессы вокруг РПЦ МП большинство видит лишь под углом социальной их составляющей - т. е. под углом клерикализации (забывая,…

  • Концепты

    Вавилонская блудница В связи с темой табуирования секса, обычно всплывает образ Вавилонской блудницы. При том, что почти никто не понимает хотя…

  • Война цивилизаций

    Дух раздора Объединяя две темы, "Анти-Павлова" и "Рождённых разумом". Что это за пресловутый такой "другой ум"? Все…

Comments for this post were disabled by the author