Посмотрел видео с беседой самого умного нациста России с самым знаменитым (и, впридачу, самым волевым). Леонид Пайдиев и Игорь Стрелков (Гиркин), а ткж затесавшийся между них Максим Калашников, самый... неуловимый, что ли. "Два туза, меж ними Кралечка вразрез, Я имел надежду, А теперь я без. Ах, какая драма, пиковая дама, всю ты жисть испортила моюуууу!"
Пост Пайдиева с обсужденем:
https://paidiev.livejournal.com/911605.html
Само видео на Ютубе:
https://www.youtube.com/watch?v=vwe14GhQn0A
Впечатление такое, что два неглупых человека маются фигнёй. Пытаются что-то сказать, открывают даже рты, а потом, промямлив что-то невразумительное, замолкают. То ли оттого, что боятся задеть больные места друг друга, то ли боятся сказать нечто крамольное в глазах националистической тусовки. Поэтому общая тональность "беседы" (затрудняюсь с точным определением жанра "передачи" - или не "передачи"? - м. б. "ток-шоу"?) - с одной стороны, скрытое оправдывание ("а не слишком ли до фига я умного сказал?", как в том анекдоте, "а не слишком ли быстро я бегу?"), а с другой - скрытый наезд, одёргивание друг друга. Я не знаю, отрепетировали бы сперва эту встречу не под камеру - проба, разбор полётов, вторая проба, опять разбор, пошли в прямой эфир. Т. б., что и говорят на всех своих видео и Стрелков, и Пайдиев примерно одно и то же. Один раз отрепетируйте с таким-то и с сяким-то собеседниками (допустим, "с православным монархистом", "сталинистом-коммунистом", "сталинистом-этатистом" и с "национально ориентированным либералом"; уж не говорю о политических противниках).
Ведь реально лучшие из лучших в "националистической" тусовке. И сами, казалось бы, позиционируют себя в кач. "идеологов" и "вождей". Впечатление должно быть убойное. Как говорил один советский лектор, еврей, на нациста в кинохронике смотришь, ему сапог хочется лизнуть. Украинцы хотят лизнуть хоть что-н. Стрелкову? Или Пайдиеву? Посмотрите "Триумф воли" - и вы поймёте, о чём я.
"Триумф воли" даже сегодня производит некоторое впечатление. Обратите внимание, он весь на одной идейной волне. Никаких противоречий, или неловкости. Никакой ахинеи. Трудно представить себе, чтобы фюрер с тнибуны начал гнать типичную не только для вышеуказанных "националистов" пургу: "Я против Америки и Великобритании! Но это не значит, что я готов договариваться с поганым СССР! Я доджусь, когда Америка и Британия рухнут, и власть будет валяться на земле! И тогда я её подниму! А пока я не стану делать ничего такого, что могло бы спровоцировать недовольство англосаксонских держав! Но буду держать против них фигу в кармане!" - Понятно, что такими речами фюреру не удалось бы довести немецких дамочек до полуоргазма. Людям тошно от подобных речей. Кучка идиотов, может, и изображает "нетузиазьмь", но никакого прилива сил и желания действовать отнюдь после просмотра не испытывают.
Всё дело в том, что никакого "национализма" в России нет. Нет отвечающей вызовам времени непротиворечивой и основанной на мощной философии идеологии. Нет концептуализаций, позволяющих маневрировать и трансформировать ситуации в интересах чётко обозначенной и разделяемой группой ценностей. Что-то слегка напоминающее такие концептуализации присутствует в выступлениях Ю. Болдырева, но он, скорее, "патриот", чем "националист". Но сравните и почувствуйте разницу (с этим в голове действовать можно, а с тем, что в ролике Пайдиева - Стрелкова - Калашникова - нет, при всём сходстве контента):
https://www.youtube.com/watch?v=tkzUHVtDznw
https://www.youtube.com/watch?v=AfTs18Mj2P8
https://www.youtube.com/watch?v=9GE_dAkbs2s
"Триумф воли" производил ещё более сильное впечатление на современников, понимавших смыслы и подтексты речей и визуального ряда на экране. Вот маршируют и лихо крутят лопатамми члены "Трудового фронта". Чтобы понять смысл и значение этой сцены нужно вспомнить, что только что, менее двух лет до происходящих на экране событий, эти люди были никем. Полне ничтожества, не вписавшиеся в рынок. Безработные, готовые вкалывать с немецкой дисциплиной и педантизмом за гроши. Но версальские "репарации" и Великая депрессия не оставили им шанса. В прежней системе им внушали, что они ни на что не годные ничтожества, достойные только спиваться, а лучше - сунуть голову в петлю. Как и в сегодняшней России, в Германии было зашкаливающее число самоубийств.
"Ты погибал... и он явился, с строгим взором, Отмеченный божественным перстом, И признан за вождя всеобщим приговором, И ваша жизнь слилася в нём". Это Лермонтов. А у Есенина в подобной ситуации Хлопуша жаждет хотя бы разок взглянуть на Пугачёва, даже ценою своей жизни. "Где он, где, отведите меня к Нему! Я хочу видеть этого Человека!"
А ещё (там же): "Я три дня и три ночи искал ваш умёт, тучи с севера сыпались каменной грудой. Слава ему! Пусть он даже не Пётр! Чернь его любит за буйство и удаль!" Вот такие строки производят впечатление, аж оторопь берёт. Сравните с тем, как Пайдиев кокетливо поправляет Калашникова, что "чернь" - нехорошее слово, и его нельзя употреблять. Ах, мариванна, мариванна! Вечная мариванна. Всюду она, указывает и запррррешшшает! В отсутствие идеологии пределом, к которому стремится псевдонационалистический дискурс, всегда будет унтерпришибеевщина.
Но вернёмся к "Триумфу воли". Ещё одна ассоциация - Шукшин, роман о Стеньке Разине, "Я пришёл дать вам волю!" Прочёл название и понимаешь, он - про Личность с огромной буквы. И самому хочется сказать - отведите меня к нему, я хочу видеть этого человека! И неважно, сколько миллионов он расстреляет и начнёт ли с меня - главное, дожить до его явления народу. В "Триумфе воли" миллионы измученных немцев дождались своего Спасителя. И вот они уже - не грязь под ногами воров-толстосумов, поднявшихся на разграблении Германии, а Люди. Нашёлся Тот, кто построил их величественными шеренгами, в которых они демонсрируют безупречную выучку и дисциплину. Люди с большой буквы.
Им не стыдно трудиться на строительстве автобанов. Отныне в Германии простой труд не позорен. Отныне каждому придётся с уважением относиться к скромному труженику. Явился Тот, кто вернул этим людям чувство мужского и человеческого достоинства, отобранное предателями-революционерами, ударившими в спину немецким солдатам в 1918м и прикормленными этой падалью ворами. Вот, что мы видим, и многое другое, что не всегда замечает и понимает современный зритель. Скованная версальскими ограничениями, Германия не имеет армии и ВВС, но очень скоро эти парни из Трудового фронта сменят лопаты на "шмайсеры" и штурвалы мессершмиттов и пойдут отдавать жизни за своё отечество. Где та гнида, которая посмеет в этот миг над ними снова глумиться?
И так каждый кадр: его можно содержательно развернуть и снова развернуть отдельные детали развёртки, и между ними не возникнет противоречий, а у современников только будут расти эйфория и чувство participation mystique. У кого поднимется всесокрушающая волна этих чувств, слушая Стрелкова и Пайдиева, я уже не говорю об "одессите" Калашникове, строящими из себя вождей. Ведь вождей же, ведь не хлопуши же перед нами - "отведите меня к Нему, я хочу видеть этого человека!" - Высмеивают какого-то зрителя, назвавшего Навального "молодчиком". Я не знаю, откуда взялась эта мода, но такое, полуироничное якобы, употребление слова "молодчик" слышал не раз от простых русских людей. И вот Стрелков выговаривает слушателю за незнание, по его мнению, русского языка. Ишь ты, какой филолог! И что, потащишь "невежу" в подвал, если у тебя будет власть? А если невежи выйдут на митинг, со своими скучными проблемами, нищетой, бытовухой? Да ведь он поговорить даже нормально с человеком не хочет!
А если явится Тот, кто идёт дать нам волю? Как он поступит с якобы лощёным франтиком Гиркиным? А как с ним поступил бы... ну хотя бы обычно прославляемый Пайдиевым Сталин?! Что, не чувствуют собравшиеся в "телепередаче" какой-то неловкости момента?
И чего удивляться, если "русский национализм" - по-прежнему неорганизованная толпа, а полевых командиров "русской весны" перещёлкали связанные, по утверждению Стрелкова, с Кремлём анонимусы? Как могут реально консолидироваться те, между кем нет общественного договора - русской идеи, а не её жалких косноязычных имитаций?
Люди, называющие себя "русскими националистами", до сих пор не только не ответили на вопрос, "а кто же такие "русские"?", но так и не осилили понять его значение. Я не хочу употреблять слова "дегенерация", но как быть с тем, что люди по-прежнему путаются в показаниях, "русские" ли поэт Иосиф Бродский и художник Левитан? А как те, кто считает, чтот"таки да" поступят с теми, кто считает, что "твёрдое нет"? И как сторонники чистоты русской крови поступят с теми, кто не прочь истребить на Руси славян и заменить "китайцами-турками-малайцами", лишь бы те согласились принять православие? Продолжать задавать вопросы? Могут ли русские быть чернокожими и косоглазыми, и не являются ли такие русские "вторым сортом", "расходным материалом", или даже "штопаными гандонами", которых при первой возможности следует принести в какую-н. жертву? Русские ли украинцы и белорусы, как именно они русские и что именно с этим делать? Как быть с теми, кто считает, что русскость и православие неотделимы друг от друга (и на полном серьёзе в своём кругу предлагают сжигать на кострах атеистов)?
А если выписать всех фриков из националистов, то сколько там останется? <...>
Для сравнения, условный либеральный государственник Глеб Павловский. Вот тут уже есть некоторый потенциал. Какие-то концептуализации. Как говаривал один мой бывший товарищ, "нахватался дешёвой каббалы и кое-что может". Сравните с троицей из нашего ролика. Чьи ролики лучше смотреть перед принятием важных ("на миллион долларов") решений? От каких быстрей наделаешь непоправимых ошибок (а то и просто спятишь)? Почувствуйте разницу:
https://echo.msk.ru/programs/personalno/2719815-echo/
С тем багажом, который у наших "националистов" сейчас, они обречены проигрывать. Даже Навальному. Увы.